«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика

9142 просмотров
0
Ярослав Разумов
Четверг, 25 Сен 2025, 17:00

Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок

В последнее время транспортно-логистическая тема стала одним из главных источников новостей – как позитивных, так и проблемных. К хорошим можно отнести контракт Казахстана и США о поставках локомотивов. Среди негативных лидирует перекрытие грузопотока через польско-белорусскую границу. О ситуации в казахстанской логистике, ее возможностях и проблемах мы поговорили с председателем правления Казахстанской ассоциации таможенных брокеров Геннадием Шестаковым.

– Мы планировали говорить о железнодорожных перевозках, но жизнь внесла коррективы: недавнее закрытие польско-белорусской границы – пройти мимо этого невозможно. Для казахстанских перевозчиков и грузоотправителей это сильно болезненно?

– Степень болезненности определяется продолжительностью таких историй. На этот раз, к счастью, это было недолго. Никому это не выгодно – все теряют доходы. Но масштаб проблемы понятен: если сам Лукашенко обсуждал ситуацию с китайскими политиками, значит, она может быть серьезной. Конкретный ущерб сейчас оценить сложно, но для отдельных компаний он ощутим.

– Но прецедент создан. Какие стратегии нужно продумывать перевозчикам, если подобное повторится?

– Автотранспорт, который не успел пройти границу, вынужден либо ждать открытия, либо искать обходные маршруты.

– Возможны более длительные закрытия, чем в этот раз?

– Что у европейских политиков в головах, я сказать не могу. Экономическая логика говорит, что так быть не должно. Но как на решения влияют политические факторы – судить не берусь. Даже неделя простоя, а то и несколько дней, – это уже незапланированные убытки, в том числе и для европейских экспортеров. Обход – либо через российские порты (крюк на 600 километров), либо еще дальше, через Черное море, где и так перегрузка. Для автотранспорта это тяжело, а для железной дороги вообще тупик: обойти Польшу по Европе невозможно.

– Значит, это еще один повод обратить внимание на каспийский коридор?

– Конечно. Но нужно без лишнего пафоса, который у нас часто бывает. Взрывного роста там не будет: нужна инфраструктура – сортировочные станции, перегрузочные площадки, нормальная автодорожная сеть. Да, за последние годы кое-что сделано: например, совместно с грузинскими партнерами построен «Поти ТрансТерминал». Но это пока только первые шаги.

– Недавно в парламенте поднимали вопрос износа вагонного парка – более 13% вагонов превысили срок эксплуатации. Согласны с оценкой?

– Думаю, она довольно осторожная.

– КТЖ заявляет, что обновить парк помогут пять отечественных вагоностроительных заводов. Как это выглядит с вашей стороны?

– Износ парка действительно очень большой. Ситуацию усугубил украино-российский конфликт: Украина перестала сдавать в аренду свои вагоны, другие страны тоже стали осторожнее. В итоге – дефицит, задержки, аукционы на фрахт и рост расходов.

Появление пяти заводов – позитивно, но быстро проблему не решить. В 2024 году в Казахстане выпустили около тысячи вагонов. Чтобы выйти хотя бы на 10–15 тысяч в год, потребуется время – ориентировочно к 2027–2028 году. И еще вопрос: сколько вагонов КТЖ реально закупит для внутреннего рынка, а сколько уйдет на экспорт? Сначала надо насытить свой рынок.

– Как грузоотправители оценивают качество казахстанских вагонов?

– По сравнению с изношенными и убитыми – они отличные. По сравнению с российскими – есть куда стремиться. Но главное, что отрасль заработала: она тянет за собой металлургию и смежные сферы.

– Инфляция – главная проблема экономики. Какова доля железнодорожных перевозок в конечной стоимости товаров?

– Все зависит от позиции товара: чисто импортный он или с казахстанской переработкой. Но в среднем я бы оценил в 5–6%.

– В прошлом году была полемика между КТЖ и Высшей аудиторской палатой. Тогда вы говорили, что ближе к позиции палаты. Как видите ситуацию сейчас?

– Проблемы у КТЖ сохраняются. Сейчас рост перевозок идет за счет импорта – бизнес спешит сформировать запасы до повышения НДС в 2026 году. Потом объемы снизятся. Рост транзита из Китая был, но в нынешней геополитике ждать его продолжения в больших объемах не приходится. Экспорт зерна приносит доход, но он сезонный. Значимого роста доходов можно ожидать разве что за счет тарифов.

– Два года назад вы отмечали неэффективное использование порожних вагонов. Что изменилось?

– Пока не сильно. Попытки есть: собственники объединяются, передают вагоны в аренду КТЖ, но особого эффекта нет. Единой диспетчерской системы, как в советское время, уже не будет. Нужны учет, мониторинг, обмен информацией и взаимная ответственность. То есть нужен четкий алгоритм координации. Но пока его нет.

Фото: kronex-logistics.by

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане снижаются инфляционные ожидания, а тенге укрепляется
Эксперты прогнозируют паузу в изменении базовой ставки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента