Арыстан-баб: возрождённая чудотворность. Святой мазар решает женские проблемы? Ничего удивительного

6991 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Воскресенье, 19 Дек 2021, 18:00

Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова

Одна из наиболее почитаемых святынь Южного Казахстана находится на дороге от Туркестана к Отрару. Мавзолей Арыстан-баба, духовного наставника Ахмеда Ясави. Впервые я увидел этот архитектурный памятник в 1980 году. Именно "памятник", в те годы на дверях его висел большой амбарный замок. Однако, несмотря на отсутствие жизни, объект находился под охраной государства.

Фото 1980 года.

Хотя в этом и просматривалось некоторое лукавство. Потому что, по большому счёту, перед нами в те годы уже был не сам мавзолей, построенный ещё в XIV – XV веке, а его поздняя копия. Согласно Своду памятников истории и культуры Казахстана ("Южно-Казахстанская область", 1994 год), от первоначальной постройки остались только резные колонны айвана, перенесённые в археологический музей Алма-Аты. Ещё в XVIII веке тот мавзолей был разрушен землетрясением и воссоздан в соответствии с новыми архитектурными пристрастиями и нормами. 

А что же тогда видят сегодняшние паломники? Увы, даже не ту архитектурную реплику. "Здание XVIII в. разрушилось и в 1909 г. было отстроено заново, о чём гласит надпись на одном из картушей фриза". Более того -  "в 1971 г. из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших её к аварийному состоянию, мечеть была снесена и выстроена заново". 

Но это всё, если даже известно приезжающим к мазару, поставленному над прахом знаменитого суфия, вряд ли препятствует настроениям нынешних паломников. Прибывающим сюда, кстати, не только из разных концов Казахстана, но и со всей Средней Азии. После падения атеистической власти амбарный замок пропал и религиозный комплекс зажил своей заповеданной жизнью.

Предание утверждает, что Арыстан-баб (как, впрочем, и многие другие суфийские праведники) отличался не только завидным долголетием, но и отменным здоровьем. Существует легенда, что праведник самолично принёс из Отрара в Туркестан огромный казан, являющийся ныне главным культовым предметом комплекса-мавзолея Ходжа Ахмеда. О великанском росте святого "свидетельствует" размер его "двухсаженного" надгробья, расположенного в мавзолее слева по входу. 

Как и многие другие историческо-мифические деятели прошлого давно почивший Арыстан-баб, благодаря стойкости суфийской традиции, продолжает служить людям - исправно трудиться, совершая положенные сану чудеса во имя тех, кто в эти чудеса верует. У этого святого имеется, наряду с обычным "чудотворничеством" и своя "узкая специализация". Утверждается, что он способен помочь в таком деликатном вопросе, как "насильственное принуждение" к шаманской деятельности, которое, как известно, традиционно передаётся из поколения в поколение и не всегда добровольным путём. 

Но всё-таки главными поклонниками Арыстан-баба являются поклонницы, извечно жаждущие простого: потомства и мира в своих семьях. Среди многочисленных женщин репродуктивного возраста, которых в изобилии среди паломниц, стекающихся к мазару со всех сторон, можно услыхать немало рассказов о самых невероятных чудесах, случившихся с теми, кто уверовал, переночевал у святыни, поклонился праху, помолился Богу, прикоснулся к гробу праведника. 

Эта вера в чудо роднит южно-казахстанскую святыню со многими тысячами подобных прибежищ для отчаявшихся, существующих в разных странах и у разных религий. Ныне, когда Запад закопал воспроизводства тему в либеральных ценностях, всё такой же злободневной она остаётся в патриархальных обществах исламского Востока. И неслучайно тут снова вспомнили издревле бытовавший "культ святых мазаров" и потянулись к могилам праведников. Вера творит чудеса, а вера обречённого способна совершать воистину невероятное! И в этом, даже с точки зрения рациональной науки, нет ничего удивительного. 

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Исторические претензии и внешнее воздействие – главные препятствия в интеграции стран Центральной Азии
Максим Крамаренко: Говорить о реальном политико-экономическом единстве региона пока рано
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Почему выпускники вузов выбирают работу курьера доставки
По госпрограммам казахстанская молодежь получает 90 тысяч тенге
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента