Что рисовал в Казахстане автор "Апофеоза войны"

3234 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 17 Июн 2023, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Читайте также
"Казахская кровь" и "русское казачество"

Для большинства пользователей имя Василия Васильевича ВЕРЕЩАГИНА неразрывно связано со зловещей пирамидой человеческих черепов на небольшом полотне “Апофеоз войны”, одной из самых цитируемых картин мировой живописи. Зловещий “натюрморт” (так определял жанр сам автор) появилась под впечатлением увиденного в Туркестанском крае, где Верещагин работал по приглашению генерал-губернатора К. П. КАУФМАНА в 1867-1870 годах.

В эти годы художник неоднократно бывал и на территории современного Казахстана. Так что его “Туркестанская серия” картин, наделавшая столько шума в Петербурге и Европе и рассеянная ныне по музеям всего мира, переполнена лицами и событиями, имеющими непосредственное отношение к истории и нашей республики.

А где конкретнее бывал Верещагин на территории РК и что привлекло его внимание настолько, чтобы остаться запечатленным на листах и в полотнах?

1. Вдоль Сырдарьи. Галерея казахских портретов

Читайте также
Кто из казахов дослужился до высшего чина в царской армии

Верещагин окунулся в Степь осенью 1867 года, когда выехал из Оренбурга на почтовый тракт по направлению к Ташкенту. “Сколько оригинальных фигур, какое разнообразие костюмов!” - так позже он описал своё первое впечатление.

Рисовал он в этот момент много и жадно. От того сильно задержался в дороге. Ночевал в юртах номадов, бродил по древним руинам, постигал вольготную красоту степных просторов. Но всё равно не поспевал за увиденным. Так что многие зарисовки и наброски так и остались незаконченными. Но и они бесценны. Благодаря многочисленным портретам, созданным по дороге, Европа, быть может, впервые вгляделась в лица казахов. 

Большая часть созданных в этой поездке портретов находится ныне в Третьяковской галерее, располагающей самым большим собранием произведений Василия Верещагина. Почти вся “Туркестанская серия” была приобретена Петром Михайловичем ТРЕТЬЯКОВЫМ в 1874 году, за 92 тысячи рублей серебром.

2.  “У дверей мечети”

По дороге Верещагин попутно пытался делать раскопки в Джанкенте, внимательно осматривал недавно разрушенные крепости кокандцев близ форта Перовского и Яныкургана. Но доехал до Туркестана и вновь застрял у стен знаменитой “мечети Газрета” Ходжа Ахмета ЯСАВИ.

Особенно поразили его легендарные двери - святыни, вырезанные из тысячелетних стволов туркестанской арчи. Двери, к образу которых художник обращался неоднократно в разных полотнах, выставленных ныне в нескольких музеях.

Полотно “Двери Тамерлана” находятся в Третьяковке, “У дверей мечети” в экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге. Наконец в США, в Бостоне, в Музее изящных искусств имеется ещё одна авторская реплика “Нищенствующие монахи ордена Накшибенди у входа в мечеть в Туркестане”.

3. “Парламентёры. “Сдавайся!” - “Убирайтесь к чёрту!”

Читайте также
Соколиный глаз из Великой степи: почему в XIX веке казахов сравнивали с индейцами

Одна из самых сильных по накалу страстей картина из “Туркестанской серии” была создана автором под впечатлением нескольких событий, случившихся на территории Казахстана. На полотне - окружённая в безводной степи многократно превосходящими силами противника горстка русских воинов, обречённая, но не намеренная складывать оружие.

По мнению критиков и исследователей (Андрея ЛЕБЕДЕВА, Льва ДЁМИНА и др.), в основу сюжета положен случай, произошедший близ Казалинска незадолго до прибытия туда Верещагина. Столкновение казачьей сотни есаула АНЧОКОВА с отрядом легендарного султана Садыка, сына Кенесары. Застигнутые врасплох казаки в течение нескольких суток, без воды и питья, отбивались от тысячного отряда, прячась за трупами разлагавшихся от жары убитых лошадей. И выстояли, потеряв 20 человек убитыми.

Дописывая картину в Мюнхене (где и работал над “Туркестанской серией”), Верещагин, по его свидетельству, обращался и к собственному участию в подобном столкновении, в Семиречье в 1869 году.

Картина находится в Третьяковской галерее в Москве.

4. “Нападают врасплох!...”, “Окружили - преследуют…”

Читайте также
Прощай, любезная калмычка! Почему казахи носят в себе кровь заклятых врагов

Два полотна, логически связанных с парламентёрами, напрямую связаны с пограничным рейдом в Илийской долине, где автору не только довелось непосредственно поучаствовать “в событиях”, но даже проявить героизм. Впрочем, прапорщик Верещагин вообще-то никогда не избегал подобного опыта, а к героизму своему относился с иронией смелого человека.

В Борохудзире он и влился в воинскую команду, посланную из Лепсинска в пределы Кульджинского султаната, отбивать угнанных полковых лошадей. По пути отряд попал в тесное окружение врага, так что художник приобрёл бесценные впечатления участника, спас ротного командира Эмана и получил удар пикой по голове.

Сам Верещагин вспоминал:

“…Эта атака послужила мне потом образцом при исполнении картин: “Нападают врасплох!...” и “Окружили - преследуют…”. Офицер с саблей наголо, ожидающий нападения в первой из этих картин передаёт в некоторой степени моё положение, когда понявши серьёзность минуты, я решился, коли можно, отстреляться, а коли нельзя, так не даться легко.”

Картина “Нападают врасплох!...” находится в Третьяковской галерее, “Окружили - преследуют…” была уничтожена автором в числе нескольких других, после выставки 1974 года, когда его обвинили в антипатриотизме. В Русском музее сохранился лишь эскиз.

5. “Людоед”

Читайте также
Досье людоеда: почему охота на тигров в Казахстане была гораздо опаснее, чем в Индии?

Ещё одно произведение, быть может, не столь известное, как названные выше, но очень характерное для художника, пытавшегося показать увиденный мир во всём его многообразии. Сюжет прост: тигр в окружении стервятников поедает мёртвого русского солдата.

Хотя, наверняка рассказов о тиграх Верещагин наслушался ещё при путешествии вдоль Сырдарьи. Впервые столкнулся с ними в Семиречье, близ Или. В Борохудзире, на просьбы унять собак, часовой заметил, что это невозможно, потому как те “зверя близко чуют”. “Какого зверя?” “Тигру”. “Разве здесь есть тигры?” “И просто такое множество”.

Позже художник и сам слышал грозный рык, во время зарисовок на руинах местных крепостей и в тугаях у реки. Полосатые хищники, в те годы были в Казахстане обычным видом местной фауны. Последние туранские тигры были уничтожены в низовьях Или в 1940-х годах.

Полотно “Людоед” находится в Николаевском художественном музее им. Верещагина.

6. “Горы, окружающие Лепсинскую станицу”

Ещё один насыщенный период творчества Василия Верещагина, связанного с Казахстаном, приходится на 1869 год, когда возвращаясь из Петербурга, художник поехал в Ташкент через Семипалатинск и по пути долго странствовал по Семиречью, заезжая на территорию соседнего Китая. К этому времени относится новая порция набросков, этюдов и картин - этнографических рисунков, портретов, пейзажей.

В Музее искусств им. Кастеева в Алматы посетителей привлекает небольшой этюд Верещагина “Горы, окружающие Лепсинскую станицу”, написанный именно в эту поездку. (Ныне, правда, она перекочевала в запасники).

Иллюстрации – картины В. Верещагина.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
От реформы к катастрофе: как Академия Алтынсарина уничтожает фундамент образования
В Казахстане снова разгорелся скандал вокруг реформ школьного образования
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером