
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
В специализированном межрайонном суде Алматы продолжается рассмотрение уголовного дела о крушении самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air, произошедшего 27 декабря 2019 года.
Самолет, выполнявший рейс Z92100 потерял управление при взлете, прервал разгон и выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы алматинского аэропорта. Воздушное судно врезалось в двухэтажный дом, построенный в запретной приаэродромной зоне. На борту находилось 98 человек, включая пятерых членов экипажа. На месте погибли 12 человек, среди них командир экипажа Марат Муратбаев. Второй пилот, Миржан Мулдакулов, выжил, но умер спустя месяц от легочной эмболии.
Редакция Ratel.kz следит за ходом расследования с момента трагедии. Весной 2025 года дело было передано в суд, а летом начались слушания. Подозреваемыми официально признаны погибшие пилоты, с чем их семьи категорически не согласны.
Допросы и нарушения процедуры
«Тысячекратные перегрузки» и противоречивые заключения
Авиационные специалисты, к которым обратилась редакция, поясняют: даже современные истребители выдерживают не более десятикратных перегрузок, при пятнадцатикратных самолет разрушается. Человек способен перенести подобные нагрузки не более секунды и только в специальных условиях. Только при идеальном здоровье, длительных тренировках и в скафандре.
Проще говоря, «тысячекратная перегрузка» означала бы, что вес человеческого тела мгновенно увеличился бы в тысячу раз, что несовместимо с жизнью.
Почему при этом, по официальным данным, выжило большинство пассажиров, эксперт объяснить не смог.
Отсутствие опыта и языковой барьер
Нарушения при проведении экспертиз
Между тем, уже к моменту расследования было установлено, что самолет не падал с высоты, а столкнулся с двухэтажным домом после выкатывания за пределы ВПП. Напомним, в 2021 году чиновники Талгарского района, выдавшие незаконные земельные участки на приаэродромной территории, включая участок, где находился дом, в который врезался самолет, были осуждены и приговорены к лишению свободы.
Независимая экспертиза: причина – столкновение, а не падение
По их мнению, смертельных исходов удалось бы избежать, если бы на пути самолета не оказалось здания.
Абдукаримов и Халимназаров имеют ученые степени и значительный опыт в судебно-медицинской практике. Они участвовали в ряде громких дел, включая расследование гибели супруги бывшего министра экономики Куандыка Бишимбаева и убийства несовершеннолетнего Шерзата Болата. Их заключения ранее становились ключевыми доказательствами в судах.
Фото: Bek Air