Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить

341 просмотров
0
Анна КАЛАШНИКОВА
Пятница, 10 Окт 2025, 18:40

В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100

В специализированном межрайонном суде Алматы продолжается рассмотрение уголовного дела о крушении самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air, произошедшего 27 декабря 2019 года.

Самолет, выполнявший рейс Z92100 потерял управление при взлете, прервал разгон и выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы алматинского аэропорта. Воздушное судно врезалось в двухэтажный дом, построенный в запретной приаэродромной зоне. На борту находилось 98 человек, включая пятерых членов экипажа. На месте погибли 12 человек, среди них командир экипажа Марат Муратбаев. Второй пилот, Миржан Мулдакулов, выжил, но умер спустя месяц от легочной эмболии.

Редакция Ratel.kz следит за ходом расследования с момента трагедии. Весной 2025 года дело было передано в суд, а летом начались слушания. Подозреваемыми официально признаны погибшие пилоты, с чем их семьи категорически не согласны.

Допросы и нарушения процедуры

После катастрофы Мулдакулов, перенесший сложные операции на лице и позвоночнике, уже 30 декабря – под действием сильнодействующих препаратов – был подвергнут 16-часовому допросу. Допросы продолжались 3 и 4 января 2020 года.
Как ранее сообщал Ratel.kz, на заседании 28 августа 2025 года сторона обвинения потребовала демонстрации видеозаписей этих допросов. Адвокаты возразили, указав, что действия следствия нарушили Конституцию Казахстана, Уголовно-процессуальный кодекс, а также международные обязательства страны, включая Конвенцию ООН против пыток и Стамбульский протокол.

«Тысячекратные перегрузки» и противоречивые заключения

8 октября в суде были допрошены судебно-медицинские эксперты, проводившие исследования тел погибших.
Эксперт Азимхан Аязов заявил, что пассажиры и экипаж «подверглись тысячекратным перегрузкам», что, по его словам, и стало причиной гибели людей.

Авиационные специалисты, к которым обратилась редакция, поясняют: даже современные истребители выдерживают не более десятикратных перегрузок, при пятнадцатикратных самолет разрушается. Человек способен перенести подобные нагрузки не более секунды и только в специальных условиях. Только при идеальном здоровье, длительных тренировках и в скафандре.

Проще говоря, «тысячекратная перегрузка» означала бы, что вес человеческого тела мгновенно увеличился бы в тысячу раз, что несовместимо с жизнью.

Почему при этом, по официальным данным, выжило большинство пассажиров, эксперт объяснить не смог.

Отсутствие опыта и языковой барьер

Выяснилось, что Аязов ранее не имел опыта работы с жертвами авиакатастроф. Она «работал» только с пострадавшими в ДТП. Когда адвокаты начали задавать уточняющие вопросы, выяснилось, что эксперт не владеет русским языком и нуждается в переводчике. При этом его заключения о причинах смерти были составлены на русском, что вызывает сомнения в подлинности авторства.
Второй эксперт, Кайрат Кульмаханов, также утверждал, что пассажиры испытали «тысячекратные перегрузки» и не смог объяснить, почему при этом погибли лишь 12 человек из 98.

Нарушения при проведении экспертиз

Во время допроса стало известно, что Аязов и Кульмаханов имели в распоряжении только постановления следствия о назначении экспертиз. «Бумаги» были без сопутствующих документов, что является нарушением УПК.
Кроме того, тексты их заключений оказались однотипными, различаясь лишь описанием повреждений и личными данными погибших, что также нарушает принципы судебно-медицинской практики.

Между тем, уже к моменту расследования было установлено, что самолет не падал с высоты, а столкнулся с двухэтажным домом после выкатывания за пределы ВПП. Напомним, в 2021 году чиновники Талгарского района, выдавшие незаконные земельные участки на приаэродромной территории, включая участок, где находился дом, в который врезался самолет, были осуждены и приговорены к лишению свободы.

Независимая экспертиза: причина – столкновение, а не падение

Адвокат семей погибших пилотов Бейбит Кендирбай ходатайствовал о привлечении к делу независимых судебно-медицинских экспертов Рахимжана Абдукаримова и Тахира Халимназарова. В июле они провели анализ медицинских документов по погибшим и пришли к выводу, что их травмы не соответствуют повреждениям, характерным для авиакатастрофы при падении.
«Телесные повреждения у экипажа и пассажиров находятся в прямой причинно-следственной связи со столкновением воздушного судна с препятствием в виде капитального строения», – говорится в заключении экспертов.

По их мнению, смертельных исходов удалось бы избежать, если бы на пути самолета не оказалось здания.

Абдукаримов и Халимназаров имеют ученые степени и значительный опыт в судебно-медицинской практике. Они участвовали в ряде громких дел, включая расследование гибели супруги бывшего министра экономики Куандыка Бишимбаева и убийства несовершеннолетнего Шерзата Болата. Их заключения ранее становились ключевыми доказательствами в судах.

Фото: Bek Air

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Главный тренер мадридского «Реала»
«Кайрат» заслужил право играть в Лиге чемпионов. Мы все это видели, побывав в Алматы.
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
Инфляция выходит из под контроля: пенсии поднимут на 10%, цены – на 20%
Казахстанцы готовятся к ценовому шоку, а правительство надеется на чудо
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
«Qustar»: цитаты и смыслы Нургисы Тлендиева
Как канадский музыкант переосмыслил наследие казахского композитора
Правительство Казахстана подписалось платить населению «по справедливости»
Но выполнять обещание будет без фанатизма
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента