Германия – страна казахской культуры

4509 просмотров
0
Гульнар ТАНКАЕВА
Понедельник, 15 Авг 2016, 11:00

В Европе всё прибавляется наших артистов, а у нас – убавляется

Пару месяцев назад мне понадобилось в Германию. По делам, которые я решила совместить с приятным занятием – послушать оперу, где в одной из главных ролей блистает наш тенор Каиржан ЖОЛДЫБАЕВ. О том, как они с женой, пианисткой Индирой АХМЕТОВОЙ, там живут и здравствуют, Ratel.kz уже писал. А сегодня - о том, что осталось «за кадром».

Каиржан Жолдыбаев и Индира Ахметова.

Этот удивительный солнечный голос

Мы познакомились с ним сто лет назад, когда он впервые победил на международном конкурсе. Во время того интервью молодой и худой тенор спел мне «Спят курганы темные...» - любимую песню своего отца, и я навсегда запомнила этот голос. Только не ждите сотни восхищенных эпитетов - и не потому, что он их не заслуживает. Просто пусть будет сразу о главном: под этот голос хочется радоваться и любить. Даже если песня, ария, партия – да вся опера! - будет грустной. Самое точное определение его голосу когда-то дала великая русская певица Ирина АРХИПОВА, увы, ныне покойная. Во время одного из телевизионных интервью она посетовала, что в Большом театре нет хороших теноров. «А вот в Казахстане, - сказала Ирина Константиновна, - есть удивительный солнечный голос  – Каиржан Жолдыбаев».  

Тогда он действительно был в Казахстане. Архипова заметила его на конкурсе имени Глинки в Уфе и с тех пор называла «мой золотничок». Потом другой великий певец – австрийский баритон Бернд ВАЙКЛЬ – скажет о нем так: «маленький ПАВАРОТТИ». Произнеся это по-итальянски – «пикколо Паваротти». Профессор из Германии Гюнтер БИНГЕ скажет то же самое по-немецки – «кляйне Паваротти». Словом, полное международное признание, хорошая карьера в объединенном театре немецких городов Крефельда и Мёнхенгладбаха, регулярные концерты, в которых обязательно звучит казахская музыка...

...И только один вопрос: если бы Ирина Архипова сегодня произнесла эту свою знаменитую фразу – как бы она прозвучала? «А вот в Германии есть удивительный солнечный голос - Каиржан Жолдыбаев»?

Поймите меня правильно: я вовсе не против его международной карьеры. Для певца такого уровня сидеть на одном месте было бы как минимум странно, как максимум... я не хочу произносить слово «губительно». Зато точно знаю, чего хочу: хотя бы иногда слышать этот удивительный солнечный голос дома. Думаю, тысячи слушателей, которые помнят его «О соле мио!», меня поддержат. 

Амир Тебенихин.

Добавьте к этим тысячам еще столько же казахстанцев, желающих слушать дома, например, пианиста Амира ТЕБЕНИХИНА чаще, чем один-два раза в год. Но Амир тоже живет в Германии. В Ганновере. Добавьте к тысячам слушателей музыкантов, которые регулярно вспоминают, как им игралось с потрясающим концертмейстером Индирой Ахметовой: «Ты понимаешь, у нее талант – она одинаково хорошо работает и с певцами, и с инструменталистами!». Но Индира, жена Каиржана, сегодня играет, как вы понимаете, тоже в Германии. В Дюссельдорфе.

Продолжать?

Неономад волею Божьей

А с ним я познакомилась целенаправленно – я его искала. Увидела где-то в интернете картину «Казино. Колесо фортуны» и слегка «зависла». Потому что никак не могла понять: почему сразу ясно, что художник – казах? Ни лошадей, ни юрт. Ни гор, ни степей. Ни орнамента, ни намека... И, тем не менее, будто кто-то написал сверху большими буквами: «Это - казах». Потом поняла: «казахскость» картин Булата МЕКЕБАЕВА узнаешь шестым чувством – а он, наверное, пишет, этим самым чувством руководствуясь. Нечто из серии: «Казаха можно вывезти из Казахстана, но Казахстан из казаха – никогда».

Булат Мекебаев.

А он и не сопротивляется.

И если искусствоведы пишут о нем красиво, как им и положено: «Оказавшись на немецкой земле, Булат Мекебаев четко осознал свою творческую миссию — рассказать свободной Европе о Великой Степи», - то сам Булат рассказывает о том, как он оказался на немецкой земле, совсем по-другому. Дома все было сложно и страшно. Выпускник худграфа КазПИ занимался «бизнесом» - таким, каким промышляли в девяностые полстраны. Купить – продать, опять купить – опять продать...  А что дальше? Казахского художника Булата Мекебаева спасла для искусства немецкая жена Лена. Спасла одной фразой: «А давай поедем в Германию».

Мы уже писали о том, что первое помещение для мастерской ему дали уже в лагере для переселенцев.

Понятно, что это было не самое лучшее помещение. И опять не самая простая жизнь – в маленьком сером немецком городке, который запомнился лишь рождением сыновей. То есть сначала всё было примерно так, как «обещают» всем нашим мигрантам: «Будете в той Европе улицы мести и полы мыть». Но этот этап, к  счастью, давно позади: сегодня в творческом багаже художника Булата Мекебаева – больше 30 персональных выставок, множество проектов, готовится к изданию книга... Да, и живет он теперь в Берлине, а пишет – в собственной уютной мастерской.

Словом, вы не поверите, но Европа, да и весь мир благоволят нашим людям искусства. Мои «казахстанско-культурные» встречи на немецкой земле – тому подтверждение. То есть, когда мне пару месяцев назад понадобилось по делам в Германию и я решила совместить полезное с приятным – послушать в немецком оперном театре Каиржана Жолдыбаева, я еще не знала, что:

- в Берлине в это время шла персональная выставка Булата Мекебаева;

- в Кельне – спектакль нашего знаменитого режиссера Болата АТАБАЕВА.

Болат Атабаев.

Продолжать?

Когда казахстанские искусствоведы назвали художника Булата Мекебаева «неономадом» - было понятно, что они имели в виду. «Неономады», новые кочевники, уезжают в другие страны, адаптируются в новой культурной среде, но при этом не рвут связей с родиной.

Это родина с ними рвет.

...Когда пытается забыть некоторые неугодные имена и «не заметить» некоторые выдающиеся достижения. Одного нашего пианиста несколько лет назад в Америке назвали «лучшим исполнителем года». Много найдется сегодня в Казахстане простых слушателей, которые смогут назвать фамилию этого пианиста?

...Когда старается просто в упор не видеть происходящего очевидного: «там» (и не суть – где: в Европе или Америке) в искусстве прибавляется, а здесь (в Казахстане) – в искусстве убавляется.

Потому что, отправляя наших культурных «неономадов», новых кочевников нашей культуры в путь, мы заведомо отказываем им в «обратном билете». И если они приезжают на родину - то исключительно по своей инициативе, пробиваясь сквозь бюрократические препоны и оплачивая по полной программе аренду концертных и выставочных залов. Есть, конечно, исключения – но они, как известно, лишь подтверждают общее правило. А правило такое: наши чиновники от культуры лучше позовут малоизвестного (за рубежом) иностранца, чем хорошо известного (за рубежом) своего. И, к слову, заплатят этому самому иностранцу во много раз больше, чем заплатили бы своему – которому, может, вообще можно было бы не платить. Лишь бы в Казахстан позвали. Эти странные «неономады», которые не хотят терять связи с родиной – их хлебом не корми, дай выступить (выставиться) дома. Перед своим зрителем.

Только эти их желания и стремления никто не слышит – я опять о казахстанских чиновниках от культуры. И когда в очередном разрекламированном спектакле, концерте, балете играют очередные зарубежные гости (снова поймите меня правильно: я ничего не имею против зарубежных гостей), мне почему-то всегда вспоминаются наши «нижинские» и «паваротти» . Видит Бог, многие из них – лучше.

Вот только казахстанский зритель, в отличие от Бога, этого не видит.  

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента