Какие гарантии ждут бизнесмены Казахстана от президента Токаева

6637 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Понедельник, 24 Янв 2022, 09:00

Комментарии к выступлению президента страны на встрече с представителями отечественного бизнеса

Читайте также
Как приватизировать холдинг "Самрук-Казына"

К сожалению, полный текст выступления главы государства на момент написания заметки опубликован не был. Цитаты приводятся по отчету о встрече, размещенному на официальном сайте президента Казахстана.

1.    "Диссонанс между декларируемой социально-экономической повесткой и фактическим положением дел набрал критическую массу. Именно поэтому нам в срочном порядке нужно приступить к совместной работе по перезагрузке экономической политики. Надо определить новые "правила игры". Более честные, прозрачные и справедливые".

Насчет диссонанса сказано очень верно. Но, если расставлять приоритеты, то первоочередная задача — это изменение социально-политической структуры нашей страны.

Рисунок 1.

На рисунке 1 отображена динамика оценок влияния граждан на государства в Казахстане. Мы видим, что оценки очень низкие, среднее значение с 2006 по 2020 гг. равно 14,98.

Между тем, уровень влияния граждан на государство в значительной мере определяет оценки двух важных показателей: качество государственного регулирования и уровень контроля коррупции. Связи между этими показателями отображены на рисунке 2.

Рисунок 2.

Казахстан на рисунке выделен желтым цветом. Использованы пространственные данные за 2019 г.

Читайте также
Странная смесь воодушевления и разочарования

Мы видим, что у стран с очень слабым (к ним относится и Казахстан) и слабым влиянием граждан на государство в большинстве своем оценки качества государственного регулирования и контроля коррупции ниже среднего (средние значения показаны красными пунктирными линиями). В то же время практически у всех стран с сильным влиянием граждан на государство оценки этих показателей выше среднего.

У Казахстана оценки качества государственного регулирования незначительно выше среднего, а оценки контроля коррупции чуть ниже среднего. Все, конечно, нехорошо, но и не так уж плохо.

О том, как эти показатели связаны с уровнем экономического развития, мы поговорим ниже, пока же отметим, что без вовлечения граждан в политическую жизнь страны, без роста их влияния на политику государства, шансы на рост качества государственного регулирования и снижение коррупции совсем незначительные

2.    "Хочу еще раз подчеркнуть – реформа, о которой идет речь, не преследует цель "отнять и перераспределить". Это было бы глупо, безответственно. Задача состоит в том, чтобы привлечь вас, национальную буржуазию, к самому активному участию в трансформации социально-экономической модели страны. В ответ на инвестиции в производства, создание качественных рабочих мест и рост экспортного потенциала государство готово повысить гарантии защиты частной собственности, обеспечить стабильность и предсказуемость государственного регулирования, защитить конкуренцию от вмешательства адмресурса, коррупции и фаворитизма".

Наверное, точнее было бы несколько по-другому расставить акценты: "государство повысит гарантии защиты частной собственности, обеспечит стабильность и предсказуемость государственного регулирования, защитит конкуренцию от вмешательства адмресурса, коррупции и фаворитизма", а в ответ ждет "инвестиции в производство, создание качественных рабочих мест и рост экспортного потенциала". Сложно ждать, что бизнес сделает первый шаг и увеличит свою активность, если его права незащищены.

Рисунок 3.

На рисунке 3 мы видим зависимость размера ВВП на душу населения от оценок защищенности прав собственности.

Во-первых, чем сильнее защищены права собственности, тем выше ВВП на душу населения. Во-вторых, страны с очень низким и низким качеством государственного управления являются явными аутсайдерами как по защищенности прав собственности, так и по ВВП на душу населения.

Читайте также
О чём никто не говорит

Казахстан, желтая точка на рисунке, входит в группу стран с умеренным качеством государственного управления. ВВП на душу населения в 2019 г. составлял 11 403 в постоянных долларах 2015 – неплохой результат. Оценки защищенности прав собственности чуть больше среднего значения.

Можно ожидать, что следующая цепочка действий придаст значительный импульс экономическому росту страны: рост участия граждан в политической жизни страны и их влияния на государство приведет к росту качества государственного регулирования, что повлечет за собой рост защищенности прав собственности, что, в свою очередь, увеличит темпы экономического роста. Это только гипотеза, которую надо проверить на временных данных, что, возможно, со временем и сделаю.

3.    "Говоря об эффективной налоговой политике, Касым-Жомарт ТОКАЕВ указал на то, что по итогам 2020 года доходы государственного бюджета составили 34,6 млрд долларов (14,6 трлн тенге) или 20% ВВП.

– Этого явно недостаточно для решения важнейших государственных задач. В странах ОЭСР доходы госбюджета достигают 40-50% ВВП. Даже у наших ближайших соседей это соотношение значительно выше: Украина – 40% ВВП, Россия – 35,4%, Кыргызстан – 31%. Далее. За 10 лет доля налогов в структуре ВВП страны снизилась с 9,9% до 7,3%. На этом фоне критически выросли трансферты из Национального фонда, с 2019 по 2021 годы – 12 трлн тенге, то есть без малого 30 млрд долларов, – сообщил глава государства".

Читайте также
Пренебрежение наукой

"Нет налогов без представительства". Повышение налоговой нагрузки на экономику само по себе не является злом. Более того, общество вообще, и бизнес в частности, готовы с ним смириться, но при одном условии: если налоги возвращаются в виде созданных общественных благ.

Проблема нашей страны заключается в том, что надлежащего общественного контроля за бюджетными расходами нет. Мы вполне обоснованно предполагаем, что они неэффективны, что часть из них прилипает к рукам нечистоплотных чиновников. В таких условиях рост налогов вызовет возмущение в обществе.

Прежде чем повышать налоги, требуется коренным образом поменять социально-политическую структуру нашей страны, вовлечь граждан в принятие политических решений, доказать, что государство может эффективно распорядиться собранными налогами.

Выступление президента страны производит двойственное впечатление. С одной стороны оно, вроде бы, направленно на коренные изменения в жизни Казахстана. С другой стороны, используются старые, показавшие свою неэффективность, формулы.

Фото: Акорда.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Исторические претензии и внешнее воздействие – главные препятствия в интеграции стран Центральной Азии
Максим Крамаренко: Говорить о реальном политико-экономическом единстве региона пока рано
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента