Консорциум КПО Астану без газа оставил

15309 просмотров
0
Аналитическая служба Ratel.kz
Понедельник, 07 Ноя 2022, 09:45

Такова цена решения, принятого когда-то, чтобы активно качать и продавать нефть

Обладая гигантскими запасами углеводородов, Казахстан в этом году столкнулся с дефицитом газа. Его не хватает как бизнесу, так и людям, в чьи города и аулы тянут новые газопроводы. В том числе на "голодном пайке" рискует оказаться и столица.

Читайте также
Дешёвого газа больше не будет

Чтобы экстренно спасти ситуацию, национальные компании "QazaqGaz" и "Туркменгаз" в середине октября подписали в Астане договор о поставках туркменского газа в Казахстан.

Присутствовавший на церемонии президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ сказал, обращаясь к своему туркменскому коллеге Сердару БЕРДЫМУХАМЕДОВУ, что республика заинтересована в заключении долгосрочного контракта, по которому будет закупать в Туркменистане до полутора миллиардов кубометров природного газа в год.

При этом никто не вспоминает, что еще 15 лет назад Казахским институтом нефти и газа был разработан проект Этапа III освоения месторождения Карачаганак, "одного из крупнейших газоконденсатных месторождений в мире", как говорится на корпоративном сайте компании "КарачаганакПетролиумОперейтинг" (КПО).

К 2007 году Карачаганакский проект уже уверенно стоял на ногах,были реализованы два этапа освоения месторождения, и нужно было решать, как ему развиваться дальше. Этап III предполагал, что после бурения новых скважин и строительства производственных объектов на месторождении добыча газа на нем возрастет с текущих на тот момент 16,5 млрд кубометров в год до 38,5 млрд кубометров. Часть из добытого газа планировалось закачивать обратно в пласт для увеличения объемов добычи так называемых жидких углеводородов (нефти и газоконденсата). И ежегодно оставалось бы до 19,8 млрд товарного газа для нужд Казахстана, а также до 2 млн тонн сжиженного газа, с дефицита и повышения цен на который, как мы помним, и начался Qantar.

Читайте также
Когда мы будем делить наш газ

Разработанный проект стоил без малого 11 млрд долларов США и предполагал, что в увеличение газодобычи на Карачаганаке инвестируют акционеры консорциума КПО: итальянская Eni, британская BG Group (позже выкупленная Shell), американская Chevron и российский "ЛУКОЙЛ". С которыми правительство Казахстана начало переговоры.

В ходе многомесячных дискуссий обсуждались и альтернативные варианты, главным из которых был такой – газ после отделения на поверхности земли от жидких фракций закачивать практически полностью обратно в пласт, повышая тем самым давление в пласте и увеличивая добычу нефти и газоконденсата. Закачанный газ сможет храниться в пласте до лучших времен – когда появится потребность, его можно будет извлечь повторно.

В итоге именно этот вариант и победил, акционеры на нем настояли, а правительство согласилось. Сегодня из 19 млрд кубометров поднятого на поверхность газа обратно закачивается 10 млрд, причем это газ неочищенный, "грязный", как говорят специалисты. Возвращаясь в пласт, он увеличивает концентрацию сероводорода в нем и ухудшает свойства пласта.

Таким образом, добыча этого газа в будущем, после того как в 2037 году контракт с КПО истечет, будет стоить очень дорого, да и вообще вряд ли технически осуществима.

А значит, нацкомпании "QazaqGaz" придется уже сейчас срочно вкладывать собственные деньги в геологоразведку и ввод в строй новых газовых месторождений. Деньги эти можно найти либо за счет сокращения субсидирования цен на газ на внутреннем рынке (что вызовет их повышение), либо в Нацфонде. Такова цена решения, принятого когда-то, загонять карачаганакский газ обратно под землю, чтобы активно качать и продавать нефть.

Фото: из открытых источников.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Оставьте комментарий

Регистрация для комментариев:



Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Серик Буркитбаев: Вода - это суверенитет
Почему идея поворота сибирских рек опасна для Казахстана и какой водный сценарий эксперт считает стратегически верным
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Терроризм в странах СНГ: как менялась угроза после распада СССР
От войн и «больших» захватов заложников к точечным атакам и транснациональным сетям
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером