Консорциум КПО Астану без газа оставил

15148 просмотров
0
Аналитическая служба Ratel.kz
Понедельник, 07 Ноя 2022, 09:45

Такова цена решения, принятого когда-то, чтобы активно качать и продавать нефть

Обладая гигантскими запасами углеводородов, Казахстан в этом году столкнулся с дефицитом газа. Его не хватает как бизнесу, так и людям, в чьи города и аулы тянут новые газопроводы. В том числе на "голодном пайке" рискует оказаться и столица.

Читайте также
Дешёвого газа больше не будет

Чтобы экстренно спасти ситуацию, национальные компании "QazaqGaz" и "Туркменгаз" в середине октября подписали в Астане договор о поставках туркменского газа в Казахстан.

Присутствовавший на церемонии президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ сказал, обращаясь к своему туркменскому коллеге Сердару БЕРДЫМУХАМЕДОВУ, что республика заинтересована в заключении долгосрочного контракта, по которому будет закупать в Туркменистане до полутора миллиардов кубометров природного газа в год.

При этом никто не вспоминает, что еще 15 лет назад Казахским институтом нефти и газа был разработан проект Этапа III освоения месторождения Карачаганак, "одного из крупнейших газоконденсатных месторождений в мире", как говорится на корпоративном сайте компании "КарачаганакПетролиумОперейтинг" (КПО).

К 2007 году Карачаганакский проект уже уверенно стоял на ногах,были реализованы два этапа освоения месторождения, и нужно было решать, как ему развиваться дальше. Этап III предполагал, что после бурения новых скважин и строительства производственных объектов на месторождении добыча газа на нем возрастет с текущих на тот момент 16,5 млрд кубометров в год до 38,5 млрд кубометров. Часть из добытого газа планировалось закачивать обратно в пласт для увеличения объемов добычи так называемых жидких углеводородов (нефти и газоконденсата). И ежегодно оставалось бы до 19,8 млрд товарного газа для нужд Казахстана, а также до 2 млн тонн сжиженного газа, с дефицита и повышения цен на который, как мы помним, и начался Qantar.

Читайте также
Когда мы будем делить наш газ

Разработанный проект стоил без малого 11 млрд долларов США и предполагал, что в увеличение газодобычи на Карачаганаке инвестируют акционеры консорциума КПО: итальянская Eni, британская BG Group (позже выкупленная Shell), американская Chevron и российский "ЛУКОЙЛ". С которыми правительство Казахстана начало переговоры.

В ходе многомесячных дискуссий обсуждались и альтернативные варианты, главным из которых был такой – газ после отделения на поверхности земли от жидких фракций закачивать практически полностью обратно в пласт, повышая тем самым давление в пласте и увеличивая добычу нефти и газоконденсата. Закачанный газ сможет храниться в пласте до лучших времен – когда появится потребность, его можно будет извлечь повторно.

В итоге именно этот вариант и победил, акционеры на нем настояли, а правительство согласилось. Сегодня из 19 млрд кубометров поднятого на поверхность газа обратно закачивается 10 млрд, причем это газ неочищенный, "грязный", как говорят специалисты. Возвращаясь в пласт, он увеличивает концентрацию сероводорода в нем и ухудшает свойства пласта.

Таким образом, добыча этого газа в будущем, после того как в 2037 году контракт с КПО истечет, будет стоить очень дорого, да и вообще вряд ли технически осуществима.

А значит, нацкомпании "QazaqGaz" придется уже сейчас срочно вкладывать собственные деньги в геологоразведку и ввод в строй новых газовых месторождений. Деньги эти можно найти либо за счет сокращения субсидирования цен на газ на внутреннем рынке (что вызовет их повышение), либо в Нацфонде. Такова цена решения, принятого когда-то, загонять карачаганакский газ обратно под землю, чтобы активно качать и продавать нефть.

Фото: из открытых источников.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Метания правительства: реформа или откат к ручному управлению?
Экстренные меры по стабилизации экономики перечеркивают логику заявленных преобразований
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента