Наш энергетический переход: два ракурса строительства АЭС

3511 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Пятница, 20 Сен 2024, 09:00

Нам предлагают принять решение без рассмотрения всех альтернатив, без независимых оценок и анализа, вне единой продуманной концепции развития отрасли

Намедни мне позвонили из министерства национальной экономики и спросили про мое отношение к строительству АЭС. Я ответил, что все еще не определился. На проблему строительства АЭС можно посмотреть с двух ракурсов: первый - необходимости развития энергетических мощностей; второй – невнятно проговоренных общественных опасений, большей частью, так или иначе, связанных с высоким уровнем коррупции в Казахстане.

Читайте также
Полуоткрытая власть: почему заметных улучшений в качестве госуправления пока ждать не стоит

Если эти два ракурса совместить, то получится третья точка зрения: новые мощности, генерирующие электроэнергию, нужны, но не меньше, а даже больше, нужны институциональные преобразования. И их следует проводить прежде или хотя бы одновременно со строительством АЭС.

Как часто бывает в нашей жизни, нам предлагается не полноценная и непротиворечивая концепция, а нечто эклектичное и оттого пугающее. На рисунке 1 отображен фрагмент из фильма Боба ФОССА “Милая Чарити”. По идее девушки должны были быть воплощением красоты, а на самом деле, скорее, демонстрируют уродство (таков замысел автора фильма). То же самое со всеми нашими концепциями, включая строительство АЭС: вместо вдохновляющей идеи мы получаем нечто пугающее.

Рисунок 1. Фрагмент из фильма Боба Фосса “Милая Чарити”.

Ракурс первый - необходимость АЭС

Общая характеристика отечественной электроэнергетики, заимствованная из Концепция развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан на 2023–2029 годы:

  1. производство электроэнергии в Казахстане на 1 января 2023 года осуществляет порядка (т.е. точного количества мы не знаем, примечание мое – Ж.А.) 207 электрических станций национального, промышленного и регионального значения;
  2. общая располагаемая мощность электростанций Казахстана составляет 19024,3 мегаватт, с пиком нагрузки 15203 мегаватт в 2022 году;
  3. доля вырабатываемой генерирующими источниками электроэнергии по видам топлива распределена следующим образом: на угле – 66,7 %, газе – 21,5 %, гидроэлектростанциях (далее – ГЭС) (без малых ГЭС) – 7,3 %, возобновляемых источниках энергии (солнечные электростанции, ветровые электростанции, малые ГЭС, биоэлектростанции) – 4,5 %.
  4. прогнозируется дефицит мощности электроэнергии в 2023 году в объеме 1,1 гигаватт, 2024 году – 0,8 гигаватт;
  5. на 1 января 2023 года износ основного оборудования электростанций составляет 57 %, при этом имеются случаи достижения показателя до 85 – 88 % (Уральская, Кентауская ТЭЦ);
  6. в целом сектор производства характеризуется высоким износом, что негативно влияет на стабильность работы всей энергосистемы страны и надежность электро-, теплоснабжения населенных пунктов.

В таблице 1 отображен прогноз дефицита генерирующих мощностей.

Таблица 1.

Прогнозный баланс электрической мощности на час совмещенного максимума нагрузок в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан на период 2024-2030 годы

Приказ министра энергетики №11 от 11 января 2024 г.

 

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

Потребность

20 959

21 851

23 050

24 330

25 603

26 917

28 267

Максимальная электрическая нагрузка

17 673

18 431

19 420

20 502

21 598

22 730

23 893

Необходимый резерв мощности

3 286

3 420

3 630

3 828

4 005

4 187

4 374

Генерация (располагаемая мощность)

18 157

18 863

20 927

21 904

21 966

22 021

22 026

Существующие электростанции

17 606

17 575

17 344

17 288

17 300

17 320

17 325

Ввод новых мощностей (реконструкция, расширение, новые станции)

551

1 288

3 583

4 616

4 666

4 701

4 701

Дефицит (-), избыток (+) без учета необходимого резерва

-484

-432

-1 507

-1 402

-368

709

1 867

Дефицит (-), избыток (+) с учетом необходимого резерва

-2 802

-2 988

-2 123

-2 426

-3 637

-4 896

-6 241

(Примечание. В оригинале у дефицита знак (+), а избытка знак (-). В приведенной таблице знаки поменяны для большей наглядности).

Дефицит генерирующих мощностей – это серьезная проблема, если нет сторонних надежных источников его покрытия. В уже цитировавшейся Концепции утверждается, что для Казахстана возможность объединения балансирующих ресурсов является актуальной в условиях динамичного роста ВИЭ на фоне недостаточного роста балансирующей мощности. Более того, государства-члены ЕАЭС уже осуществляют работу по поэтапному формированию общего электроэнергетического рынка (ОЭР) ЕАЭС на основе параллельно работающих электроэнергетических систем с учетом приоритетного обеспечения электрической энергией внутренних потребителей государств-членов.

Конечно, было бы замечательно, если бы была дана профессиональная и объективная оценка возможностей и угроз ОЭР. И представлен анализ того, что выгоднее: строить собственные мощности или положиться на объединенный рынок. Разумеется, должны быть учтены внешнеполитические риски.

Отсутствие таких оценок и анализа открывает широкие возможности для домыслов и спекуляций.

Другой фактор, помимо грядущего дефицита генерирующих мощностей, говорящий в пользу строительства АЭС – выбросы в атмосферу СО2. Казахстан является одним из мировых лидеров по этому показателю (смотрите рисунок 2).

Рисунок 2. Углеродоемкость на общее количество поставляемой энергии. Данные по 120 странам. Источник указан на самом рисунке.

Вполне очевидно, что покрывать дефицит генерирующих мощностей за счет строительства станций, работающих на угле, это не только наносить вред окружающей среде, но и брать в средне- или долгосрочной перспективе экономические риски, связанные с энергетическим переходом. Поэтому идея со строительством АЭС кажется вполне обоснованной.

Но за пределами дискуссии остается целый ряд важных вопросов.

Читайте также
Состояние казахстанской экономики: уже пора бояться или ещё рано?

Первый. Если в планах выбытие угольных электростанций? И если есть, то чем их планируется замещать?

Второй. В любом случае, насколько бы ни были масштабными инвестиции в новые генерирующие мощности, кто их будет осуществлять? Ответ, в действительности, понятен – государство за счет бюджета или за счет средств национальных компаний. Поэтому сформулируем вопрос по-другому: почему сложно вовлечь в инвестиции частный капитал? Есть ответ и на этот вопрос, причем он дан в самой Концепции: наблюдается формальность создания конкурентного рынка, одной из причин которому послужило установление с 2019 года индивидуального ценового регулирования для энергопередающих организаций с практической минимизацией конкурентных условий. Некоторые энергопередающие организации, имеющие низкие тарифы, ограничивают доступ потребителей к своей электроэнергии, реализовывая их через аффилированные энергоснабжающие организации. Переводя на доступный язык: конкурентного рынка нет, а есть несколько влиятельных игроков, диктующих остальным правила игры. И вот, наконец, важный вопрос на который ответа нет: что будет сделано, чтобы появился реальный конкурентный рынок?

Резюме

Возможно, АЭС действительно нужна. Но нам предлагают принять решение без рассмотрения всех альтернатив, без независимых оценок и анализа, вне единой продуманной концепции развития отрасли. Та, что имеется, представляет собой всего лишь набор пожеланий.

Про второй ракурс и совмещение в следующей заметке.

Фото: petrocouncil.kz. 

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Исторические претензии и внешнее воздействие – главные препятствия в интеграции стран Центральной Азии
Максим Крамаренко: Говорить о реальном политико-экономическом единстве региона пока рано
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента