Не пляшут, но поют! Почему никто не встречал танцующих казахов

20411 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 26 Июн 2021, 15:30

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Наблюдатели и исследователи досоветской эпохи, описывая казахов, редко проходили мимо удивительной "песенности", проникавшей во все элементы народной жизни. Кому-то казахская песня нравилась, кому-то – не совсем. Зато про казахские танцы мнение было однозначным. Их попросту не было.

"Пляски у киргизов нет никакой"

Читайте также
"Киргизское шампанское" - всего полезней, от всех болезней! Что писали про кумыс на Западе

Большинство авторов в этом вопросе солидарны и безапелляционны. И часто повторяют друг друга слово в слово.

Н. ЗЕЛАНД. "Киргизы. Этнологический очерк". Омск, 1885:

"Пляски у киргиз нет никакой" .

К. В. ЕЛЬНИЦКИЙ. "Инородцы Сибири и среднеазиатских владений России. Этнографические очерки". С-Пб, 1908:

"Пляски у киргизов нет никакой".

Д. ЗАГРЯЖСКИЙ. "Быт кочевого населения долин Чу и Сыр-Дарья". "Туркестанские ведомости" за 25 июня 1874 года:

"Плясать киргизы не умеют".

Некоторых наблюдателей этот факт столь удивляет, что они пытаются понять причину. Весьма наивно, сводя всё к  каким-то физическим особенностям народа.

Ф. фон ШВАРЦ. "Туркестан – ветка индогерманских народов". Фрейбург, 1900:

"Странно, что киргизы не знают никаких танцев. Я и не мог бы себе представить танцующего киргиза, таковой должен бы выглядеть при своей неуклюжести, в лучшем случае, как танцующий медведь. Зато у киргизов много песен…"

"Это омерзительное представление…"

Читайте также
Где у нас видели китайцев: моменты прошлого, о которых не мешает знать современным казахстанцам

Отсутствие хореографической составляющей так озадачивало исследователей, что они с особым вниманием вглядывались во все проявления, где просматривалось хоть что-то, напоминающее танец. Ведь при всём том казахи были признанными любителями веселья, ценителями шуток и мастерами импровизаций.

Однако и пристальное внимание к теме – добавляло очень мало наблюдений.

С. БОЛОТОВ. "С Сыр-дарьи". Русский вестник, № 3, 1866:

"Народные киргизские увеселения заключаются в скачках, в которых принимают участие и пожилые люди, в борьбе, в беганье в запуски. Плясок и танцев киргизских не увидишь, потому, что их нет, а есть что-то в роде молдаванского джока: стояние парами в кружке, топанье ногами на одном месте и битье в ладоши".

Василий РАДЛОВ. "Aus Sibirien" ("Из Сибири"). Лейпциг, 1884 (русский перевод 1989):

"Однажды на Бухтарме я наблюдал танец двух киргизов, отчётливо показавший, какое удовольствие киргизы получают от самой грубой чувственности. Оба танцора с помощью своего рода пантомимы изображали различные любовные отношения. Сперва они грубо, наглядно и точно изображали различные виды домашних животных в момент половых сношений, а затем и людей в этом положении. Всё это проделывалось с такой похотливостью, что даже европейские проститутки самого последнего пошиба не могли бы быть бесстыдней. Публику составляли не только мужчины, но также старые и молодые женщины, даже юные девушки, и все смотрели на это омерзительное представление, вскрикивая от удовольствия. И после этого говорят ещё об испорченности цивилизованного мира…"

Читайте также
Тёмный момент в биографии города Верного: захват чужих жён и головы на пиках

"В руках у неё бубен"

Редкий в мировой практике пробел в народном творчестве, отмеченный у традиционных казахов, продолжает волновать научные умы. Так, В.А. ПРИЩЕПОВА из Санкт-Петербургского Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН), занимающаяся исследованием богатейших иллюстративных материалов, осевших в собрании музея, обнаружила два фото из коллекции неутомимого фотографа Н. ОРДЭ, относящимся к 1880-м годам.

"Фотокадр из коллекции Н. Ордэ "Шаманка" имеет два названия - "Казашка-танцовщица. Семиречье" и "Семиреченская область. Киргизка, плясунья". На нем показана танцующая женщина. Она одета в повседневную одежду замужней женщины - белый кимешек, цветной старинного покроя халат, подпоясанный широким кушаком, и мягкие кожаные сапоги. В руках у неё бубен".

Чем привлекли исследовательницу фото?

"Сведения об использовании в шаманской практике казахов бубна фактически отсутствуют… Поэтому рассматриваемый снимок приобретает документальное значение. По фотографии Н. Ордэ мы можем представить такую особенность религиозной жизни казахов конца XIX в., как существование шаманок, и использование ими во время обрядовых действий бубна".

Читайте также
Маленькая победоносная война генерала Колпаковского, вернувшая Китаю Кульджу и поставившая на место Британию

Любопытно, что внимание исследовательницы, хорошо разбирающейся в тонкостях традиционной казахской жизни, привлекло лишь существование женщины-шаманки, шаманского бубна. А как же танец?

А танец, в данном контексте, вряд ли можно считать танцем – на фотографии он вообще незаметен, а на подписи к фотографии фотограф может написать всё, что угодно.Тем более, что известно - автор, прежде чем спустить затвор камеры, тщательно производил постановки своих снимков. Фотографировать с той техникой в движении (тем более в ателье!) – было невозможно технически.

О полноценности "па" наименованной "казашки-танцовщицы" можно судить по самому снимку. Хотя не исключено, что в арсенале практики "шаманки" присутствовал набор каких-то движений, характерных для любого транса. Но… Был ли танец?

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Как в Казахстане искусственный интеллект «выбивает» налоги для бюджета
Без прозрачности госзакупок и госаудита цифровой пузырь может лопнуть
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
У кого пульт с кнопкой: цифровой тенге – благо или тотальный контроль?
Сможет ли государство обеспечить неприкосновенность критических данных
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента