Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Только завершился визит президента страны в США, который аналитики еще не успели «разобрать по косточкам», как тут же начался визит в Россию. Никогда еще казахстанская внешняя политика не работала в таких быстрых темпах в подобном масштабе. Повестка переговоров (и Штатах, и в России) очень насыщенная, с вероятностью важных политико-экономических последствий. Итоговый анализ этих событий, сравнение их итогов, потребуют определенной временной дистанции. Пока же мы обратились с просьбой оценить экономические итоги американского визита президента к экономическому эксперту, руководителю Kursiv Research Сергею Домнину.
– Сергей Александрович, как бы вы систематизировали итоги экономической части визита по, если так можно выразиться, объему треков? Что оказалось самым важным?
– Ее можно разделить на три главных трека. Первый, и самый большой, если исходить из объема финансирования по соглашениям, это договоренности о поставке 15 бортов Boeing 787 для Air Astana за $7 млрд. Из общего заявленного объема по всем соглашениям в $17 млрд это самый большой контракт. Пассажирские самолеты позволят флагманской авиакомпании страны обновить и расширить флот дальнемагистральных судов, а также существенно увеличить количество направлений с высокой дальностью, в том числе и в Соединенные Штаты. Еще 15 бортов Boeing 737 MAX в перспективе до 2035 планирует приобрести Scat.
– Очевидно, «транспортное плечо» подчеркивает внимание государства к вопросам развития казахстанского транзитного потенциала?
– Да, с точки зрения государственной политики, это важный компонент в концепции развития авиахабов и в целом транзитной политики, экспорта услуг.
Второй трек – трек промышленной политики. Заключены несколько соглашений, позволяющих создать или поддержать казахстанские рабочие места, повысить уровень локализации выпускаемой продукции. Это соглашение о поставке и сборке в Казахстане 3000 единиц сельхозтехники John Deere на костанайском «Агромашхолдинге» за $2,5 млрд и лизинговый контракт по 44 тепловозам Wabtec (у нас они маркированы ТЭ33А) на $1,6 млрд на астанинском «Локомотив курастыру зауыты». Американская сельхозтехника нам необходима, чтоб расширить предложение производимых в Казахстане образцов, приобретение которых субсидируется. Локомотивы – для расширения мощности на вновь вводимых участках путей, по которым идет транзитный поток Китай – Европа. То есть, опять же, как в первом треке, это проявление внимания к транзитному потенциалу.
– До сих пор, при заключении неких контрактов, связанных со сборкой зарубежной техники на территории Казахстана, часто звучали вопросы к степени локализации.
– Можно критиковать казахстанские власти за уровень локализации и глубину технологических процессов при сборке такой техники, однако пока это оптимальная модель развития внутристрановой ценности.
Третий по счету, но не по важности, трек – нефтегазовый. Логично предположить, что одной из тем обсуждения с американской стороной – темой, не попавшей в периметр публичных сообщений – стало дальнейшее развитие Тенгиза. Действующее соглашение завершается в 2033, и логично уже сейчас начинать обсуждать параметры нового соглашения, в котором заинтересованы как казахстанская, так и американская стороны.
– Вызвало удивление, что в Вашингтоне не обсуждалось влияние на казахстанские интересы санкций, наложенных со стороны США на активы компании «Лукойл», которая, как известно, представлена и в Казахстане.
– Да, это острый вопрос – судьба пятипроцентной доли попавшего под санкции «Лукойла» в «Тенгизшевройле», а также 12,5% в тесно связанным с этим проектом Каспийском трубопроводном консорциуме. Вероятно, об этом в ходе переговоров в Вашингтоне, также говорили. На это указывает встреча министра энергетики Ерлана Аккенженова с директором Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) Брэдли Смитом, где обсуждался вопрос «минимизации непреднамеренных последствий санкционной политики США для казахстанской экономики и практические аспекты взаимодействия с партнерами в условиях действующих ограничений». Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером для операционной деятельности ТШО. Позитивный момент в том, что нашим естественным союзником в этой ситуации является одна из крупнейших и влиятельнейших нефтяных компаний мира Chevron. Как бы ни складывалась ситуация вокруг России, Chevron крайне заинтересован в стабильность работы Тенгиза и КТК, так же, как и Акорда.
Фото: Ratel.kz, таблицы - Домнин


