Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США

151 просмотров
0
Ярослав Разумов
Четверг, 13 Ноя 2025, 12:00

Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером

Только завершился визит президента страны в США, который аналитики еще не успели «разобрать по косточкам», как тут же начался визит в Россию. Никогда еще казахстанская внешняя политика не работала в таких быстрых темпах в подобном масштабе. Повестка переговоров (и Штатах, и в России) очень насыщенная, с вероятностью важных политико-экономических последствий. Итоговый анализ этих событий, сравнение их итогов, потребуют определенной временной дистанции. Пока же мы обратились с просьбой оценить экономические итоги американского визита президента к экономическому эксперту, руководителю Kursiv Research Сергею Домнину.

Сергей Александрович, как бы вы систематизировали итоги экономической части визита по, если так можно выразиться, объему треков? Что оказалось самым важным?

– Ее можно разделить на три главных трека. Первый, и самый большой, если исходить из объема финансирования по соглашениям, это договоренности о поставке 15 бортов Boeing 787 для Air Astana за $7 млрд. Из общего заявленного объема по всем соглашениям в $17 млрд это самый большой контракт. Пассажирские самолеты позволят флагманской авиакомпании страны обновить и расширить флот дальнемагистральных судов, а также существенно увеличить количество направлений с высокой дальностью, в том числе и в Соединенные Штаты. Еще 15 бортов Boeing 737 MAX в перспективе до 2035 планирует приобрести Scat.

Очевидно, «транспортное плечо» подчеркивает внимание государства к вопросам развития казахстанского транзитного потенциала?

– Да, с точки зрения государственной политики, это важный компонент в концепции развития авиахабов и в целом транзитной политики, экспорта услуг.

Второй трек – трек промышленной политики. Заключены несколько соглашений, позволяющих создать или поддержать казахстанские рабочие места, повысить уровень локализации выпускаемой продукции. Это соглашение о поставке и сборке в Казахстане 3000 единиц сельхозтехники John Deere на костанайском «Агромашхолдинге» за $2,5 млрд и лизинговый контракт по 44 тепловозам Wabtec (у нас они маркированы ТЭ33А) на $1,6 млрд на астанинском «Локомотив курастыру зауыты». Американская сельхозтехника нам необходима, чтоб расширить предложение производимых в Казахстане образцов, приобретение которых субсидируется. Локомотивы – для расширения мощности на вновь вводимых участках путей, по которым идет транзитный поток Китай – Европа. То есть, опять же, как в первом треке, это проявление внимания к транзитному потенциалу.

До сих пор, при заключении неких контрактов, связанных со сборкой зарубежной техники на территории Казахстана, часто звучали вопросы к степени локализации.

– Можно критиковать казахстанские власти за уровень локализации и глубину технологических процессов при сборке такой техники, однако пока это оптимальная модель развития внутристрановой ценности.

Третий по счету, но не по важности, трек – нефтегазовый. Логично предположить, что одной из тем обсуждения с американской стороной – темой, не попавшей в периметр публичных сообщений – стало дальнейшее развитие Тенгиза. Действующее соглашение завершается в 2033, и логично уже сейчас начинать обсуждать параметры нового соглашения, в котором заинтересованы как казахстанская, так и американская стороны.

Вызвало удивление, что в Вашингтоне не обсуждалось влияние на казахстанские интересы санкций, наложенных со стороны США на активы компании «Лукойл», которая, как известно, представлена и в Казахстане.

– Да, это острый вопрос – судьба пятипроцентной доли попавшего под санкции «Лукойла» в «Тенгизшевройле», а также 12,5% в тесно связанным с этим проектом Каспийском трубопроводном консорциуме. Вероятно, об этом в ходе переговоров в Вашингтоне, также говорили. На это указывает встреча министра энергетики Ерлана Аккенженова с директором Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) Брэдли Смитом, где обсуждался вопрос «минимизации непреднамеренных последствий санкционной политики США для казахстанской экономики и практические аспекты взаимодействия с партнерами в условиях действующих ограничений». Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером для операционной деятельности ТШО. Позитивный момент в том, что нашим естественным союзником в этой ситуации является одна из крупнейших и влиятельнейших нефтяных компаний мира Chevron. Как бы ни складывалась ситуация вокруг России, Chevron крайне заинтересован в стабильность работы Тенгиза и КТК, так же, как и Акорда.

Фото: Ratel.kz, таблицы - Домнин

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане снижаются инфляционные ожидания, а тенге укрепляется
Эксперты прогнозируют паузу в изменении базовой ставки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента