
Все упирается в финансирование проекта
Алматинское метро снова стало темой для разговоров. На этот раз поводом стал отчет подрядчика о ходе строительства участка между станциями «Бауыржана Момышулы» и «Калкаман».
И хотя, по официальным данным, все идет по графику, сам этот график растянулся на долгие годы. Самим строительством занимается подрядная организация – BCN Group (бывшая Bazis Construction). По словам управляющего директора компании Мурата Укшибаева, все упирается в финансирование.
По его информации, на 10 октября 2025 года в левом перегонном тоннеле длиной 1,59 км завершается укладка «бесшумных» рельсов. В правом тоннеле осталось пройти около 480 метров, после чего начнутся путевые работы. Тоннели соединят действующую станцию «Момышулы» со строящейся «Калкаман». Монолитные работы почти завершены, идут отделка и установка инженерных систем.
Проходка тоннелей идет со скоростью до 4 метров в сутки, но мешают валуны, иногда диаметром до трех метров. «В исходном отчете проектировщиков об этом не было, – признается Укшибаев. – Нам обещали валуны максимум по 20–40 сантиметров».
Главный вопрос, почему станция и тоннели все еще не достроены, если конкурс подрядчик выиграл еще в 2020 году?
Причин, по словам Укшибаева, несколько. В 2021 году городские власти изменили трассировку тоннелей и расположение станции. Потом – длительное обновление проектно-сметной документации и прохождение госэкспертизы, завершившееся только в апреле 2023 года.
Проходка была остановлена почти на два года. Возобновили ее лишь в мае 2023-го, когда поступило финансирование.
А вот с деньгами все традиционно непросто. Данные по выделенным средствам говорят сами за себя:
2020 год – 190,2 млн тенге;
2021 год – 600 млн;
2022 год – 0;
2023 год – 9,2 млрд;
2024 год – 2,3 млрд;
2025 год – 28 млрд (только 28 апреля);
2026 год – 17 млрд (пока не выделены).
Сейчас на объекте работает более 400 человек: 124 под землей и 293 на поверхности. Работы ведутся в три смены. Компания утверждает, что с точки зрения техники и кадров проблем нет. В команде опытные метростроевцы, участвовавшие в проектах БАМ и Транссиба.
Фактически BCN Group выполнит весь объем за 29 месяцев чистого времени, при нормативе 36, подчеркнул Укшибаев.
Если компания все-таки получит заказы на новые участки метро – до рынка «Барлык», компания обещает ускориться. Планируется добавить два новых тоннелепроходческих комплекса и пройти 5,3 км новой линии с тремя станциями за три года.
Но и здесь все снова упирается в одно: деньги и решения заказчика. Без них даже самый мощный бурильный комплекс не сдвинется с места.
Укшибаев отмечает, что при возникновении новых финансовых проволочек компания готова пойти на государственно-частное партнерство (ГЧП) или привлечь международное финансирование через консорциум с зарубежными партнерами.
Напомним, ранее городские власти анонсировали строительство сразу 23 станций. Была представлена схема масштабного расширения метро – сразу в трех направлениях.
Первая ветка продлит существующую линию до станции «Барлык» (5,3 км, 3 станции). Восточное направление свяжет центр города с аэропортом (14 км, 8 станций). Третье – северное – дойдет до города Алатау (21,5 км, 12 станций). После реализации проектов пассажиропоток метро должен превысить 200 тысяч человек в сутки. Однако, когда начнется строительство – не сообщается.