Русский с казахом: пространства, которые нас соединяют

4049 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 24 Мая 2025, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Фото: Андрей Михайлов. Картина Васнецова в Русском музее.

Я – русский. Но родился, живу и, Бог даст, навечно упокоюсь в Казахстане. А потому меня всегда привлекает то, что соединяет русских и казахов. Соединяет же нас очень многое. При ближайшем рассмотрении, несмотря на большую разницу в частностях, мы вообще-то очень похожи по сути, мироощущению и отношению к жизни. Что для меня, как для географа, увлечённого историей, вовсе неудивительно. География – это ведь вечный субстрат для развития истории. А география Казахстана и России по сути своей имеет больше схожестей, чем разностей. Главная из которых – огромное историческое пространство, убийственное для непривычных безбрежие, по которому можно блуждать всю жизнь, в котором отдельный человек теряется и где каждая встреча – событие.

Дорога как судьба

Читайте также
Взгляд со своей колокольни: чем казахи восхищали и удручали наблюдателей старого времени

Мы, русские и казахи, понимаем дорогу так, как редко кто другой на этой планете. Понимаем, принимаем и уважаем. Для нас понятие "дорога" – имеет более дорогое и обширное "объятие", нежели просто полоса асфальта, монотонные километровые столбы и лихоимцы "гаишники".

Если судить по той роли, какую сыграла она в формировании глубинного менталитета у обоих народов, следует признать, что очень немногие племена Земли вообще-то можно поставить рядом с нами по степени понимания и глубине ощущения Пространства. Наши безмерно-безразмерные просторы принудили нас стать природными странниками. И то, что окультуренных путепроводов в европейском понимании у нас не было отродясь – лишь оттачивало это чувство.

Странник – это ведь философ на дороге. А какая, к чёрту, философия, если путь гладкий, как тефальная сковородка? Так, дремота в предвкушении обеда.

Сегодня я и хотел бы поговорить о нашем традиционном отношении к дорогам.

Пути героев

Начнём с того, что все персонажи наших древнейших эпических сказаний свои полные подвигов жизни проводили в бесконечных скитаниях. Это были истинные искатели приключений и жаждатели подвигов. Не чета европейскому рыцарю, которому стоило высунуть забрало из-за забора замка, чтобы тут же натолкнуться на соседа-супостата.

Наши богатыри и батыры вынуждены были годами скитаться по беспределам, дабы найти достойного супротивника и с честью начистить ему рыльник. Потому-то нашим часто приходилось останавливаться на распутьях, да чесать свои богатырские загривки, в мучительной задумчивости выискивая ответ на всё тот же вопрос – "и что делать?". Куда дальше?

Читайте также
Великий Змей в Великой Степи

Выход на "большую дорогу" приравнивался к подвигу уже сам по себе. А любовь лезть на рожон, отправляясь в путь не в обход, как принято, а по прямоезжей дороге (которая всегда заколдоблена и замуравлена) – основной признак настоящего народного героя.

Классика русских богатырских сказаний о дорожных приключениях – повествование про Илью Муромца и Соловья Разбойника. Оба героя стали культовыми, превратившись в профессиональных патронов, покровителей, с одной стороны, тех, кто ездит и любит быструю езду, и напротив - тех, кто ездить мешает, а разгоняться так и вовсе не велит.

Та фатальность, с которой отправляется в дорогу путник, яркое свидетельство преемственности традиций. Достойно уважения упорство одинокого странника, который знает наверняка, что и коня потеряет, и живот, и все радости бытия, и по шее схлопочет, а всё равно – посидит на дорожку и айда навстречу судьбе.

Дорога без конца – суть, а не приговор. Хотя временами разница сильно размывается. Тут сам по себе приходит на память Асан КАЙГЫ с его красивой, но увы, несбыточной идеей – отыскать обетованный Жеруйык. Где Справедливость была законом для всех, так, что "жаворонки свивали свои гнёзда на спине овцы".

"Долго странствовал Асан-Кайгы, всё искал на свете счастливую страну, где много плодородной земли и много водных рек, где народ живёт, не зная нужды, горя вражды и гнёта, и где жаворонок вьёт гнездо на пушистой спине барана.

Но так и не нашёл Асан-Кайгы счастливую землю Жер-Уюк".

Вечные поиски измышлённого идеала – бескорыстное странствие длиной в жизнь. Без всякой сопутствующей выгоды и сопровождающих дружин. В одиночку. Полагаясь только на себя и своего верного коня (верблюда). Перед такими системными путниками можно только преклонить голову!

Чего мне лично живо напоминают сказочные странствия Асана Кайгы, так это реальные скитания русских староверов в поисках Беловодья. Там ведь тоже впереди во все стороны расходились отдельные разведчики.

"Выхожу один я на дорогу" - таково кредо наших мифических путников и легендарных странников.

Оно и понятно. Дорога, если это путь к чему-то заветному, а потому она у каждого своя. Только в таком случае и ведёт к чему-то достойному человека. Когда на дорогу выходят толпы, то это всегда почти катастрофа, влекущая неисчислимые беды другим землям и иным народам. Даже если речь идёт про массовый туризм.

"Снарядился Святогор во и чисто поле гуляти, заседлает своего добра коня и едет по чисту полю"...

День отъезда – день приезда…

Читайте также
Дащан: легендарный барымтач, пленивший Северцова и рассоривший двух царских генералов

В связи с такими особенностями неудивительно обилие поверий, обычаев и обрядов наших народов, связанные с Путями-Дорогами.

Самым ответственным моментом, на который обращалось особо пристальное внимание, конечно же, было отправление. Казахам перед отправкой в дальний путь традиция предписывала зарезать барана и устроить специальное застолье – жолаяк. На угощение приглашались ближайшие родственники и соседи, а в конце аксакалы благословляли отъезжающего.

Пиршество для облегчения пути могло устраиваться оставшимися и после проводов, особенно если речь шла о родителях, отправившихся, к примеру, в хадж. В этом случае дети часто устраивали застолья – бастангы, на которых желали путникам удачной дороги и счастливого возвращения.

И у русских день отъезда также отмечался повышенным вниманием. Во-первых, далеко не каждый день вообще-то годился для выхода на Дорогу. "В дорогу отъезжай во вторник либо в субботу", – гласило неписаное правило. Вторник и суббота вообще считались лёгкими днями, благоприятными для всяческих зачинов. В отличие от понедельника и пятницы, когда вообще-то наилучшим считалось и носу из дому не казать.

Отъезд и у русских отмечался застольем и родительским благословением. А перед самым выходом за порог и уезжающим, и провожающим полагалось несколько минут "посидеть на дорогу". Этот своеобразный обычай, как бы оттягивавший расставание с близкими, имел и психологический подтекст - осмыслить важность момента и чисто бытовое значение предстоящего – сосредоточиться, чтобы не забыть всуе чего-нибудь важного. Возвращаться-то – плохая примета.

Провожали в русских сёлах обыкновенно до околицы, от которой дороги расходились в разные стороны. Это место носило название росстани. По пути все внимательно смотрели на всяких "встречных поперечных". От того, кто попадётся на пути в момент отъезда, зависел успех всего пути. "Девка с полными ведрами, жид, волк, медведь – добрая встреча; пустые ведра, поп, монах, заяц, белка – к худу". Или вот ещё – "коли проездом увидишь в окно, что бабы прядут - воротись".

Нужно сказать, что на Руси к приметам такого рода относились очень серьезно во всех слоях общества. Широко известен случай, когда наш великий Александр Сергеевич ПУШКИН отправился было к невесте, да встретил священника, а вдобавок и девку с пустыми ведрами. И... вернулся! Да так и застрял в Болдино на несколько месяцев, отрезанный от всего мира холерными карантинами. Благодаря этому мы получили шедевры "Болдинской осени" (а к невесте Пушкин всё равно попал, женился и через это в конечном итоге и принял свою мученическую смерть).

Читайте также
Руины в пустыне Прибалхашья: высший промысел или гнев Чингисхана

Но, если отъезд всегда был сопряжён с неизвестностью, а потому окрашен тонами тревоги и печали, возвращение из дальней стороны, напротив, было насыщено радостью и весельем. Недаром у казахов тот, кто первым сообщал долгожданную весть - суинши - родным и аульчанам путника, резонно рассчитывал на положенный за это подарок.

Возвращение накладывало на путника ряд обязательств, которые свято выполнялись в старые времена. Во-первых, он должен был одарить тех, кто провожал его в дорогу, непременными подарками и подобрать их так, чтобы никого не обидеть и никого не забыть.

Во-вторых, полагалось сказать "салем" аксакалам и старейшинам – нанести визит и поздороваться со стариками.

Вообще же, в старые времена, если кто-то проезжал мимо аула и не заехал поприветствовать его обитателей – это было чревато последствиями и могло быть воспринято, как жест недружелюбия и знак нанесения обиды. Проезжий мимо приравнивался к преступнику, и за ним могла быть даже снаряжена погоня. Пойманному путнику устраивали допрос с пристрастием и, если особой вины не находили, его заставляли платить отступные.

Ещё один интересный обряд, обычно связанный с возвращением долго живущего на чужбине, заключался в том, что возвратившегося сородича вываливали в пыли у родного аула. Причащали родной землей.

То, что многое из этих древних обрядов, питающихся корнями от древнейших представлений первобытных предков, сохранилось до сих пор, - верный признак неизменности отношения наших народов к Дороге. Изменились способы и средства передвижения, изменились мы сами. Но детский трепет перед путями-дорогами, соединяющими людей и народы, сокращающими пространство и сжимающими самоё время, остался при нас. Как достояние, доставшееся в наследство от предков.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
От реформы к катастрофе: как Академия Алтынсарина уничтожает фундамент образования
В Казахстане снова разгорелся скандал вокруг реформ школьного образования
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером