Евразийские страдания в Костанае

4489 просмотров
0
Булат МУСТАФИН
Пятница, 03 Окт 2014, 17:59

Интеграторы пока не решили, чего они хотят

- Деятельность иностранных компаний должна быть прозрачна! 85 процентов прибыли должны быть собственностью Казахского государства, а 15 процентов - иностранного капитала, - озвучил очередное свое предложение костанайский профессор Сансызбай ЖИЕНТАЕВ.

Изнывающая от скуки публика значительно оживилась. Больше всего глаза расширились у гостей из России, очевидно мучившихся в догадках – о чем таком интересном спикер то и дело эмоционально говорит на казахском языке, прерывая понятную им русскую речь.

Международная конференция со скучным названием «Правовые аспекты обеспечения равных условий конкуренции на территории Единого экономического пространства (ЕЭК)» прошла 2 октября в Костанае.

Вместительный конференц-зал областной филармонии весьма презентабелен и как нельзя кстати подходит для проведения подобного рода крупных мероприятий. Хотя это создает некоторую проблему для местных чиновников – организовать видимость аншлага здесь весьма затруднительно. Чаще всего свободные места закрывают телами клерков и служащих разного рода управлений и бюджетных организаций. Не обошлось без этого и на этот раз. Суета, царившая около президиума, выдавала волнение организаторов. Наконец, в дверном проеме появился главный участник конференции – член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному законодательству ЕЭК Нурлан АЛДАБЕРГЕНОВ. Вместе с ним буквально с чартера на бал прибыли и депутаты мажилиса Ольга КИКОЛЕНКО и Меруерт КАЗБЕКОВА. Кроме того, было несколько представителей центральных исполнительных органов, гости из региональных антимонопольных ведомств России, чиновники и бизнесмены Республики Беларусь.

Заместитель акима области Мурат ДАРИБАЕВ, исполняющий обязанности модератора конференции, зачитал приветственное слово от имени акима Нуралы САДУАКАСОВА. После чего слово было передано Нурлану АЛДАБЕРГЕНОВУ.

- Авиамаршрут Костанай – Москва. Две компании выполняют рейсы – наша «Эйр Астана» и российская «Трансаэро», цена билета 57-58 тыс. тенге. А билет из Челябинска до Москвы дешевле более чем в два раза. Что происходит? Правильно, костанайцы едут в Челябинск, летят оттуда. Наша компания теряет клиентов. Мы ставим в известность профильное министерство — обратите внимание на ценообразование. Реально-то нет конкуренции, а мы рынок теряем. Идем дальше. Электроэнергия. Наша Экибастузская ГРЭС-1 отпускает на внутренний рынок электроэнергию по 8 тенге. А 10 процентов общего объема идет на Россию по цене 4,6 тенге. Но позвольте, в РК есть энергодефицитные регионы. Если энергетики имеют возможность снижать цены, почему не отпускают дешевле на внутренний рынок? - задался риторическим вопросом спикер.

Следующим выступил заместитель директора Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь Иван ТРЕПЕНОК. Белорусский гость вяло рубил правду-матку о том, что российские предприятия при поддержке своего государства занимаются откровенным демпингом на белорусском рынке, выдавливая местных.

Его поддержал уже казахстанский спикер – президент Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана Николай РАДОСТОВЕЦ, хотя его речь не была лишена фигурных антитез:

- Я отмечу, что в Казахстане все вообще сторонники интеграции. Я вот не встречал людей, которые бы спорили, что этого делать не надо, - не моргнув глазом заверил Николай Владимирович.

После чего минут двадцать распекал российский крупный бизнес в недобросовестной конкуренции и перетягивании одеяла на себя. Профессиональный лоббист Радостовец замолвил слово и за горнорудный бизнес с тем, чтоб российские железные дороги соблюдали договоренности. Радостовец, напомним, по совместительству, ещё и глава Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий.

Нечестная конкуренция со стороны российских компаний легла в основу выступления и ответственного секретаря МСХ РК Армана ЕВНИЕВА. Чиновник в очередной раз упомянул, что конфеты, производимые когда-то под единым брендом в разных уголках СССР, теперь почему-то оказались лишь за Россией, в то время как казахстанские «Красная шапочка» или «Мишка на севере» на рынке в России будут считаться контрафактом. И это лишь верхушка айсберга, так как рычагов закрыть свой рынок для казахстанской продукции есть вагон и маленькая тележка.

Разрывая все рамки регламента, длинную речь произнес председатель правления Союза независимого автобизнеса Казахстана Павел КИМ. Откровенно скучающая публика занималась чем угодно: кто-то копался в своих мобильниках, кто-то рисовал каракули в блокнотах, выдавая это за конспектирование. Депутаты Киколенко и Казбекова, по всей видимости, обсуждали размеры огромной люстры под куполом. В общем, тут каждый мог найти себе занятие по душе. Председатель Комитета по регулированию естественных монополий по защите конкуренции Министерства экономики Серик ЖУМАНГАРИН, например, то и дело разглядывал фотографии на своем гаджете. Фото, вероятно, были сделаны тут же, в фойе филармонии. Евниев читал что-то на своем планшете. Немногочисленные члены массовки либо о чем-то весело щебетали, либо пытались придать своим унылым лицам необходимое выражение.

Гости и массовка заскучали.

Немного растормошить публику удалось профессору Костанайского госуниверситета Сансызбаю Жиентаеву. Долго подготавливаясь к вступлению и перечитывая свои заметки в ходе конференции, он вдруг растерялся, замешкался и не мог найти нужный листочек. Из-за этого он несколько раз повторил что-то невнятное. Зал было уже приготовился имитировать внимание и продолжать заниматься своими делами, как Жиентаев заговорил. На казахском. Профессор привел цитату Ахмета БАЙТУРСЫНОВА: мол, пока казахи не будут перерабатывать продукцию, получаемую от выращенной в бескрайних степях скотины, – перспективы национальной экономики останутся туманными. Профессор стал уверять, что нашей стране необходимо сфокусироваться на развитии сельского хозяйства, что Казахстану не стоит производить то, что уже производят другие страны, например, «всякие Тауоты». В этом месте у заместителя директора АО «Агромашхолдинг», где гордятся мелко-узловой сборкой Toyota Fortuner, округлились глаза. Но больше всего глаза расширились у гостей из России, очевидно мучившихся в догадках – о чем таком интересном спикер то и дело говорит на казахском языке, прерывая понятную им русскую речь.

… Уже вечером конференция, наконец, была закрыта. К выходу поторопилась и без того изрядно поредевшая масса. На вопрос: «Получили ли вы то, чего ждали от этого мероприятия?» - гость из Белоруссии задумался и дипломатично ответил: «Я пока не решил, чего хотел».

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Теперь Минфин знает, кто чем торгует и сколько зарабатывает
Казахстан завершает цифровизацию госфинансов
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента