Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют

516 просмотров
0
Аналитическая служба Ratel.kz
Понедельник, 03 Ноя 2025, 14:00

Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен

Люди продолжают уезжать из малых городов и аулов, перебираясь в мегаполисы. В правительстве называют это «естественным процессом урбанизации», но процесс сопровождается вымирающими селами, растущими агломерациями и демографическим перекосом между севером и югом страны.

Магнит для населения

По данным Министерства труда и социальной защиты, за девять месяцев 2025 года число внутренних мигрантов составило 383 тысячи человек – на четверть больше, чем годом ранее. И более половины миграционного потока (51,2%) приходится на Астану, Алматы и Шымкент – три города фактически «всасывают» население всей страны.

На брифинге в СЦК первый вице-министр труда и соцзащиты Аскарбек Ертаев подчеркнул, что если в 2019 году отрицательное сальдо миграции в северных регионах составляло –53 тысячи человек, то в 2024 году удалось сократить показатель до –13 тысяч. Но это значит только то, что те, кто имел возможности покинуть депрессивные территории, уже уехали. При этом наиболее подвижная часть населения – молодежь.
По данным Бюро национальной статистики, в 2024 году место жительства сменили более 538 тысяч молодых казахстанцев в возрасте от 14 до 34 лет, что на 27% больше, чем годом ранее. Почти половина из них выбрала два мегаполиса: в Астану переехали 99,7 тыс. человек, в Алматы – 88,4 тыс. В целом, в 15 из 20 регионов страны сальдо молодежной миграции оказалось отрицательным – уезжало больше, чем приезжало.

Молодые люди переезжают из-за возможности получить образование, найти работу или просто «начать с чистого листа». Но в результате мегаполисы переполняются, а сельские районы теряют трудоспособное население. К концу 2024 года уровень урбанизации достиг 62,4%, а летом 2025-го превысил 63%. Для сравнения, шесть лет назад этот показатель не дотягивал и до 59%.

Города растут быстрее, чем инфрастуктура

Стремительный рост мегаполисов уже создает ощутимые проблемы. В Алматы, Астане и Шымкенте перегружена транспортная система, растут цены на жилье и аренду, увеличивается давление на школы и детские сады.

Как сообщил Ертаев правительство не занимает позицию стороннего наблюдателя, а принимает меры.

«Мы разработали Дорожную карту по агломерации города Алматы и Алматинского региона. В ней предусмотрено порядка 42 мероприятий, которые направлены на снижение потока в мегаполис, за счет развития прилегающих территорий области. Дорожная карта уже на финальной стадии, на согласовании в правительстве. Как только она будет утверждена, регионы приступают к реализации. Аналогично такие же дорожные карты будут разработаны по Шымкенту и по Астане.», – сказал вице-министр.

Также Ертаев сообщил что готовится новую Концепцию миграционной политики до 2030 года, в которой ключевой акцент делается на управлении внутренней мобильностью. Речь идет о цифровом учете миграции, интеграции с порталом Enbek.kz, создании адаптационных программ и развитии «внутренней» занятости. Но пока демографические потоки формируются не сверху, а снизу – под давлением рынка, образования и качества жизни. 

Мобильность без опоры

Даже при наличии государственных программ переселения из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы (всего с 2017 года – 64,6 тыс. человек), основная масса переездов происходит по личной инициативе.

Многие уезжают, не имея гарантированной работы или жилья, что в итоге усиливает неформальную занятость и социальное напряжение в крупных городах. Вице-министр труда признает, что необходимо «пересмотреть механизмы переселения внутри страны» и поддерживать не только северные, но и западные, центральные регионы.

В числе новых подходов рассматривается мобильное предпринимательство – возможность открывать бизнес в другом регионе без изменения юридического адреса. По мнению Ертаева это должно стимулировать перераспределение экономической активности. Но пока констатировать, что миграция в Казахстане перестала быть чисто статистическим показателем – это лакмус регионального неравенства.

Пока молодежь массово уезжает из аулов в мегаполисы, страна становится все более урбанизированной, но не обязательно более сбалансированной. Без новой региональной политики и реальных стимулов для жизни вне крупных центров миграционные карты Казахстана будут меняться только в одном направлении – к Астане, Алматы и Шымкенту.

Фото: DepositPhotos

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента