Казахстан завершает цифровизацию госфинансов
Минфин устанавливает тотальный контроль над государственными финансами. Бизнес не сможет скрывать доходы, а чиновники слишком вольно распоряжаться бюджетными деньгами. Как отметил вице-министр финансов Асет Турысов на брифинге в СЦК теперь власти «будут видеть эффективность каждого потраченного тенге».
По его словам, Казахстан завершает ключевой этап цифровизации системы управления государственными финансами. За последние два года Минфин радикально перестроил архитектуру своих ИТ-систем. Количество разрозненных информационных платформ сократилось с 14 до пяти ключевых – Smart Data Finance (SDF), Интегрированной системы налогового администрирования (ИСНА), системы управления рисками (СУР), электронных счетов-фактур (ЭСФ) и таможенной платформы «Keden».
В итоге нас ждет единая цифровая инфраструктура, основанная на инструментах искусственного интеллекта.
Что это дает государству
Уже есть некое «цифровое досье» на каждую компанию и каждого гражданина. Благодаря ИИ чуть ли не в режиме реального времени налоговики могут отслеживать финансовые потоки всех и каждого, вплоть до чеков в магазинах. Словом, у бизнеса практически нет шансов «спрятать» свою деятельность.
«Все эти данные онлайн передаются в Минфин и, соответственно, показывают торговую активность. Мы в соответствии с совместным приказом с Бюро нацстатистики передаем определенные данные туда в агрегированном формате. Естественно, они уже дополняют это своими методиками, и, так скажем, всю информацию получают в полном виде», – пояснил вице-министр.
Турысов также отметил, что благодаря фискальным данным (чеки, счета-фактуры) Минфин видит торговую активность бизнеса и может анализировать, чем и где компания торгует, в том числе на уровне отраслей, районов и городов.
Также создан Национальный каталог товаров (НКТ) – единая база с описанием более 15 млн наименований, объединяющая данные из госзакупок, маркетплейсов и таможни. На основе НТК сейчас внедряется База данных цен, которая уже используется для госбюджетного планирования и может сэкономить до 200 млрд тенге ежегодно.
Что касается расходов бюджета, то и они в ближайшем будущем попадут под полный контроль. Уже есть система мониторинга всех мер господдержки – от субсидий до налоговых льгот, интегрируя данные 180 госструктур.
Создан своеобразный маркетплейс госимущества: 23,8 тыс. организаций могут передавать друг другу более 20 млн активов движимого и недвижимого онлайн, без бюрократии и бумаг. ИИ выявляет рисковые платежи и нарушения.
Только в 2025 году предотвращены неэффективные расходы на 132 млрд тенге. На каждый госорган также есть цифровое досье, объединяющее все данные о бюджете, закупках, кредитах и имуществе.
Государство теперь имеет возможность в реальном времени видеть полную картину доходов и расходов, выявлять аномалии и прогнозировать бюджетные риски с точностью до 95%. В идеальном мире Минфина автоматизация всех процессов снижает издержки, вовремя выявляет подозрительные платежи и пресекает попытки хищения бюджетных средств.
Что это дает бизнесу
Во время брифинга Асет Турысов не сколько раз подчеркивал, что «новая архитектура Минфина превращает государство из контролера в сервис-партнера бизнеса».
Бизнесу предоставляется возможность осознать и признать «ошибку бухгалтера»: вернуть не туда отправленные деньги или выплатить в бюджет положенные суммы. В обмен на честность и сознательность бизнеса для предпринимателей создается цифровая экосистема «одного окна».
Через Единый кабинет можно сдавать отчетность, участвовать в тендерах, получать субсидии и даже консультации искусственного интеллекта по развитию бизнеса. В личном кабинете, в будущем, предприниматель сможет сравнивать цены конкурентов, получать анализ динамики рынка и видеть реальные рыночные тренды, а не усредненные цифры из отчетов. А ИИ будет давать рекомендации, где есть спрос на нужный товар, какие программы господдержки подходят компании, как оптимизировать расходы и так далее.
По словам Турысова, за счет анализа чеков, закупок и продаж система сможет подсказывать предпринимателям и новые рыночные ниши.
«Если бизнесмен открывает кофейню, система покажет, в каких районах города нет конкуренции и где открытие будет выгоднее. Мы хотим, чтобы цифровизация помогала развивать бизнес, а не только контролировать его», – сказал вице-министр.
В общем в планах Минфина смена самой философии взаимодействия государства и бизнеса. Вместо множества бумажных процедур – автоматизированные процессы. Вместо ручных проверок – алгоритмы, анализирующие данные. Вместо ожидания госпомощи – проактивные предложения и подсказки. Однако цифровизация госсектора не только прорыв, но и потенциальные проблемы. Главные риски – кибербезопасность, защита персональных данных и этичное использование ИИ.
Как заявили в Минфине все системы проходят испытания на информационную безопасность и работают в закрытом контуре АО «Национальные информационные технологии». А доступ к данным строго разграничен по функциям ведомств. Но мировая практика показывает, что даже у лидеров цифровизации госсектора – Эстонии или Южной Кореи – периодически возникают сбои и утечки данных. Поскольку начинает действовать правило современного цифрового мира, чем больше данных аккумулируется в одной системе, тем выше цена ошибки.
Фото: DepositPhotos
