«Свобода» в тисках закона

3337 просмотров
0
Болат АБИЛКАСИМОВ
Среда, 21 Сен 2016, 22:00

Мораторий на продажу земли не помеха для судоисполнителей

На снимке: Кайрат Калиев пришел в Верховный суд

* Жалоба на судью

* Земля по бросовым ценам

* Правила созданы, чтобы их нарушать?

* Сельская идиллия

* Мнение юриста – не в моратории дело

Жалоба на судью

Фермер Кайрат КАЛИЕВ приехал в столицу из села Бостандык Северо-Казахстанской области в поисках справедливости. В понедельник, 19 сентября, он сдал в канцелярию Верховного суда жалобу. В письме, адресованном председателю высшей судебной инстанции Кайрату МАМИ, аграрий жалуется на судью Акжарского районного суда Карлыгаш АРГИМБАЕВУ.

По мнению Кайрата Калиева, она вынесла незаконное решение. Фермер пытался опротестовать действия судоисполнителя, продавшего с аукциона права на аренду земли ТОО «Бостандык».

ТОО «Бостандык», соучредителями в котором состоят 565 жителей одноименного села, обрабатывало больше 6 тыс. га пахотных земель. За свои участки, отданные компании, сельчане получали копейки. Как говорит Кайрат Калиев, в качестве дивидендов можно было получить пару-тройку тонн сена, отходы, два-три мешка муки. Но даже этому люди были рады.

Беда нагрянула неожиданно.

31 мая 2016 года их земли продали с аукциона. Покупателем стало ТОО «Северо-Казахстанская сельскохозяйственная опытная станция», которой руководство ТОО «Бостандык» задолжало около 30 млн тенге. К тому же сельчане, бросившиеся опротестовывать действия судоисполнителя, узнали, что их имущество в залоге у лизинговой компании. При этом, как уверяет Кайрат Калиев, общее собрание по поводу предоставления земель в залог не проводилось. Таким образом, никто из сельчан не разрешал использовать участки в кредитных операциях.

Ссылались сельчане и на мораторий на продажу земли, подписанный главой государства 5 мая 2016 года. Однако никакие аргументы не помогли им отстоять свою землю – судья отказала истцам.

Земля по бросовым ценам

Не меньше вопросов вызвала и сумма, по которой судоисполнитель продал более 6 тыс. га. ТОО «Североказахстанская сельскохозяйственная опытная станция» этот немаленький надел достался за 18 млн тенге.

- Согласно независимой оценке, эта земля стоит около 140 млн тенге. И даже кадастровая стоимость приближена к этой сумме, - говорит Кайрат Калиев. – То есть судоисполнитель продал наши земли чуть больше, чем за 10% от стоимости.

Даже потеряв права на аренду земли, ТОО «Бостандык» так и осталось в должниках.

Лазейки в законах

Кайрат Калиев говорит, что ТОО «Бостандык» - это лишь одно звено в цепочке. Компания, по его словам,

Читайте также
Кручу, верчу - обмануть хочу

аффилирована с печально известным ТОО «Богви», против руководителя которого возбуждались многочисленные уголовные дела. Ratel.kz уже рассказывал об этом в материале «Кручу, верчу – обмануть хочу». Виктор БОГДАНЕЦ купил 51% доли в уставном капитале компании в 2007 году.

К слову, организации, в которых отметился этот предприниматель, были раскиданы по 3 областям Казахстана.

- Получается, что сельские жители, земли которых числятся за этими компаниями, могут лишиться имущества, как мы. Потому что все эти земли заложены по нескольку раз, - отмечает он.

Мужчина уверен, что продажа прав на аренду земли за долги – это великолепная лазейка для тех, кто захочет обойти действие моратория президента.

- У нас было оформлено право аренды на 49 лет. Еще 29 лет остается. А теперь этой землей будут пользоваться другие. И кто может гарантировать, что право аренды не купят компании, аффилированные с иностранцами? - сгустил краски фермер.

Проблемы «свободного» села

Сельчане продолжают отстаивать свои земли - они подали апелляционную жалобу. Тем временем работы на этих участках продолжаются. Но если землю окончательно отберут, то жителям аула Бостандык, что в переводе значит «свобода», придется затянуть пояса потуже.

Читайте также
Скандал у парадного подъезда: на заседание Земельной комиссии не пустили фермеров

- Два-три мешка муки – это, казалось бы, мелочь. Многие скажут, стоит ли из-за этого устраивать шум? Но что нам делать, если и этого мы не будем иметь? Ездить за хлебом в город каждый день не получится. Слишком далеко. Выходит, придется покупать сразу 7-8 булок на неделю. Представьте, каково это будет – есть черствый хлеб? – говорит Кайрат Калиев.

Он жалуется и на то, что работы в селе мало. И даже сено, которое получают жители в качестве дивидендов, на самом деле на вес золота.

- Сейчас мы пытаемся отстоять свои права по закону. Мы намерены пройти все инстанции, - заявляет Кайрат Калиев.

И задумавшись, добавляет:

Пока по закону…

Мнение юриста – не в моратории дело

Столичный юрист Олег КУБАСОВ, комментируя ситуацию, отмечает, что в этом деле есть две стороны медали. Первый спорный момент – передача земель в залог. Для заключения кредитного договора, говорит он, компания должна была предоставить решение общего собрания учредителей.

Читайте также
По большой госнужде чиновников

- Если такое решение было, то с правовой точки зрения все верно. Если решения общего собрания не было, то эта сделка незаконна. Она противоречит положениям устава. Потому что они являются соучредителями, их волеизъявления является обязательным. Соответственно, договор залога, который был заключен финансовой организацией, будет незаконным, - говорит Олег Кубасов.

А вот отсылка к мораторию, судя по всему, сельчанам не поможет.

- Заключение договора купли-продажи происходит на основании ранее заключенного договора, по которому имущество истребуют в качестве оплаты долга. То есть здесь идет реализация уже существующих прав, которые вступили в силу до моратория. А мораторий обратной силы не имеет. В этой части, то право уже возникло. Судебный исполнитель лишь осуществляет процедуру реализации исполнительного производства, - считает юрист.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Исторические претензии и внешнее воздействие – главные препятствия в интеграции стран Центральной Азии
Максим Крамаренко: Говорить о реальном политико-экономическом единстве региона пока рано
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента