Казахской культуре чужда диалектика развития

11088 просмотров
0
Канат Кабдрахманов
Суббота, 16 Янв 2021, 10:00

Неумение иметь дело с ненаступившим временем обернулось гибелью культуры в тупике безвременья

Когда я утверждаю идею о том, что мы, казахи, живем в пустоте, в промежуточности между эпохами, я в том числе утверждаю следующие две идеи.

Читайте также
2020 год показал, что Казахстан стремительно теряет признаки государства

Известно: традиционной казахской культуре чужда диалектика развития. Глаза традиционной казахской культуры всегда были обращены вспять, на "величие" предков и на тщательное копирование живущими образа жизни и мировидения умерших. Такой культуре чужда способность иметь дело с будущим временем, с явлениями, которые пока еще не существуют, но которые следует создать.

Неумение иметь дело с ненаступившим временем обернулось гибелью культуры в тупике безвременья. Живущим поколениям следует это понять, осознать и вынести уроки. Задуматься, что значит диалектика в жизни народа и отдельного человека. Почему в наше время народы без диалектики, "вшитой" в сознание, обречены быть и оставаться Никем.

Моя идея предельного дистанциирования отдельным человеком от умершей культуры есть идея отрицания бездиалектичности в судьбе. Я не против народа, но против современного казахского мировоззрения, пустого и беззаботного.

Отстраняющийся от неживого и отжившего, становящийся "сам по себе", поневоле оказывается один на один со всем миром. В широком смысле со всем миром. Потому что отстранение, дистанциирование себя от непосредственного окружения катапультирует тебя в космос неизвестного. В одиночество. Но это не то одиночество, которого все стараются избежать – одиночества невовлеченности в жизнь окружающих. Это другое одиночество – избавленности от морока нежизни. Становления человеком самостоятельным. Кант называл такого рода становление духовным взрослением, становлением подлинным субъектом.

Читайте также
Что происходит с "казахским миром"

Третий акт драмы такой судьбы – определение собственных ценностей, путеводных звезд. Об этом я не буду здесь рассуждать, отмечу лишь, что путь духовного взросления, личностного становления есть путь в культуру, ценности эпохи Просвещения. Эта эпоха не историческая, а духовная, не национальная, а личностная. Отнюдь не все жители Западной Европы – родины Просвещения, "в курсе дела" насчет содержания и смысла этой эпохи.

Актуально для нашего места и времени – осознать и констатировать положение культурной пустоты, завершения одного времени и неначатости другого времени. В этом контексте время есть явление не продолжительности чего-либо, а признак существования или отсутствия жизни. Мы находимся в нежизни. Каждый, кто не дурак, чувствует смрад нежизни.

Вторая идея – неизбежность в этих обстоятельствах одиночества. Не истерического отрицания социально-политических безобразий, напирающих со всех сторон, а осознание их органической чуждости своему новому внутреннему состоянию.

Вот эти два интеллектуальных акта представляются мне самоочевидными и необходимыми к совершению. Истины самоочевидны – на этом стоит теория философии. Но это такая самоочевидность, к которой нужно прийти, чтобы увидеть.

Источникстраница Каната Кабдрахманова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Иллюстрация: VideoShow.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Петр Своик: «Мы не опаздываем, но пора действовать»
Эксперт о реформе Токаева, ошибках прошлого и о строительстве новой политической системы
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Теперь Минфин знает, кто чем торгует и сколько зарабатывает
Казахстан завершает цифровизацию госфинансов
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента