Кумир Гитлера Свен Гедин: что он делал в Казахстане

4593 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 24 Фев 2024, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Читайте также
Николай Рерих: чем обрадовал его Семипалатинск и что он писал про казахов

Знаменитый шведский путешественник Свен ГЕДИН (1865 – 1952) мало известен даже не очень далёким от географии интеллектуалам в зоне русскоязычного пространства. А между тем когда-то его обоснованно ставили в один ряд с наиболее выдающимися исследователями Глубинной Азии – тремя "П": ПРЖЕВАЛЬСКИМ, ПОТАНИНЫМ, ПЕВЦОВЫМ. И в те былые времена его книгами в России зачитывались не менее, нежели путевыми очерками самых выдающихся странствователей "серебряного века географии" и даже приключенческими романами о дальних странах.

Однако после Второй мировой войны имя знаменитого исследователя была вымарано из анналов советской географической литературы. И поделом. В непростые времена середины XX века стареющий Гедин (так его фамилия звучала в традиционном написании, ныне часто пишется Хедин) начал открыто симпатизировать фашизму. И с удовольствием якшаться с ГИТЛЕРОМ, ГИММЛЕРОМ, ГЕББЕЛЬСОМ и прочей нацистской сволочью. Любопытно то, что любовь была взаимной - сам будущий "фюрер", в свою очередь, причислял шведского путешественника к своим юношеским кумирам.

Однако свою первую книгу "В сердце Азии" о путешествии 1893-1897 годов, после которого его и поставили "в один ряд", Гедин посвятил "с глубочайшим благоговением, всепочтеннейше" императору Николаю II.

Вот мчится тройка горбовая

Читайте также
Большая игра Николая Северцова: его пытались убить, а он обнаружил нефть

Хотя территория современного Казахстана выходила за сферу интересов Гедина-путешественника, знаменитый швед не минул наших просторов в стремлении к Великому белому пятну в Центре Азии. И познакомился со Степью довольно плотно.

Не последнюю роль в том сыграло отсутствие в те времена железных дорог, так стремительно проносивших мимо и вскользь многих других знаменитостей. Добираться из Оренбурга в Ташкент пришлось по почтовому тракту, на перекладных. Так что знакомство с азиатскими просторами началось для шведа вполне традиционно – с дорожных мытарств по станциям, пикетам, знакомством с флегматичными смотрителями, лихими ямщиками и борзыми тройками лошадей.

Но не только лошади влекли начинающего путешественника к пределу мечты, с самых первых этапов длительного пути Гедину довелось познакомиться и с верблюдами. Однако - вовсе не теми флегматичными и неприхотливыми бактрианами, караваны которых и позволили открыть для науки самые заброшенные уголки Глубинной Азии. Первые горбоносые знакомцы Гедина оказались вполне себе окультуренными "почтовыми лошадками".

После присоединения Туркестана к России, вся связь главного города края - Ташкента с метрополией - осуществлялась посредством почтового тракта, бравшего начало в Оренбурге и проходившего через казахские степи. Длина всего пути составляла почти 2000 вёрст, на протяжении которых содержались государством и частниками 96 почтовых станций. С 9-10 тройками на каждой.

Читайте также
Сердце красавицы: Как Семёнов-Тян-Шанский оказался на казахском суде

Так вот, на некоторых прогонах (особенно на песчаных участках) использовались не лошади, а верблюды. Которых, однако, впрягали в почтовые экипажи и частные тарантасы традиционно, как и лошадей - тройками.

Вот, что вспоминал сам Свен Гедин о своей езде на такой горбатой тройке в 1893 году:

"Верблюды вообще очень послушны, бегут хорошо, и тогда ямщик может преспокойно сидеть на козлах, но иногда нам попадались такие упрямые, которые всё норовили свернуть с пути и идти своей дорогой; тогда ямщику приходилось сидеть на среднем из них. Поводья прикреплены к палочке, продетой сквозь носовой хрящ; таким-то жестоким способом заставляют этих громадных животных повиноваться".

"Киргизская степь"

Так (традиционно для многих авторов своей эпохи) называется обширная глава увлекательного отчёта Гедина, написанного по результатам путешествия. Каких-то особенных событий почтовая езда не приносила, а потому он внимательно всматривался в ту обыденность, которая мелькала перед широко раскрытыми глазами. Дорога-то только начиналась!

Что проплывало перед его раскрытыми газами в проплывавшем мимо "Киргизском крае"? Об этом он рассказывал сам:

…"Иргиз – укрепление; комендант – уездный начальник. В местечке есть небольшая церковь; живёт здесь, включая гарнизон, до тысячи душ… До оккупации края русскими Иргиз назывался "Джар-мулла" - "могила святого у обрыва", и имел значение только как пункт паломничества киргизов и кладбище".

Читайте также
Что искал "отец современной географии" в Великой Степи и что отравляло его путешествие

… "Аральское море расположено на 48 метров выше уровня океана… Когда ветер дует с юго-запада, воду гонит в бухту, затем она разливается по берегам и скапливается в ямах, в которых можно потом руками наловить всякой рыбы, стерлядей и пр. Теперь вся бухта была подо льдом, и видно было, как на расстоянии нескольких вёрст от берега по блестящему зеркальному льду переходил караван".

… "Казалинск, имеющий 600 домов, из которых 200 принадлежат русским, и 3500 жителей; из последних 1000 приходится на долю уральских казаков с их семействами… Богатейшие купцы – бухарцы. Киргизы, напротив, все бедны; зажиточные из них остаются в степи, где живут своими стадами".

… "От самого форта Перовска, расположенного на берегу Яксарта и во всём напоминающего Казалинск, только чище и красивее (…), дорога идёт словно по узкому коридору. Чащи эти служат любимым местопребыванием тигров, кабанов, газелей, не говоря уже о гусях, утках и фазанах… Включение на остаток пути в моё меню нежного, белого мяса фазана было самой приятной переменой… Киргизы стреляют фазанов из своих дрянных ружей (…) я покупал их по 10 -12 копеек".

… "Наконец показались сады Туркестана с высокими тополями, окружённые длинными серыми стенами… Единственное, что может оправдать здесь остановку на несколько часов, это грандиозная мечеть-мавзолей, воздвигнутая в 1397 году Тамерланом в честь киргизского святого Хазрет-Султан-ходжа-Ахмет-Ясеви… Сарты в цветных кафтанах и белых тюрбанах собирались толпами и торжественно вступали под гигантские своды мечети, оставив громоздкие стучащие "калоши" у входа…"

… "Между Иканом и Ногай-Курой мы завязли. Я не суеверен, но это был тринадцатый перегон от Туркестана…"

… "В сумерки прибыли мы в Чимкент. На улицах было тихо и пустынно, вся жизнь как будто замерла; только в окошках мерцали огоньки".

Выехав из Оренбурга 14 ноября, 4 декабря Свен Гедин был уже в Ташкенте…

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Петр Своик: «Мы не опаздываем, но пора действовать»
Эксперт о реформе Токаева, ошибках прошлого и о строительстве новой политической системы
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента