Почему затаились нефтяники?

7012 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Вторник, 25 Авг 2015, 11:02

Дойную корову подкормят бюджетным сеном

Вопреки расхожему мнению, последняя девальвация была проведена явно не в интересах нефтяников. Это наглядно продемонстрировала и встреча президента Нурсултана Назарбаева с олигархами, состоявшаяся в день отпуска национальной валюты в свободное плавание, на которой капитаны бизнеса благодарили его и правительство за это «абсолютно правильное и своевременное решение». 

Внимательно следившие за трансляцией встречи по телевидению в числе рассыпавшихся в благодарностях без труда идентифицировали: гражданина трех государств Александра МАШКЕВИЧА, спонсора строительства нового президентского авиалайнера Владимира КИМА («Такого же большого, как Вы, господин президент!»), руководителя "AllurGroup" Андрея ЛАВРЕНТЬЕВА.

Однако в ряду благодарящих не были замечены ни шеф «Тенгизшевройла», ни руководитель Карачаганакского проекта, ни другие нефтяники, остающиеся по сей день крупнейшими донорами казахстанского бюджета. И этому есть логическое объяснение. Любой крупный добывающий проект сегодня – это не допотопные качалки в лужах застоявшейся нефти. Это сложнейший технологический комплекс с новейшим оборудованием на миллиарды долларов, с применением суперсовременных технологий, позволяющих увеличить коэффициент извлечения нефти, как можно лучше очистить ее и приготовить к продаже на мировых рынках.

Несмотря на многолетние мантры об импортозамещении и программе форсированного индустриально-инновационного развития, за два десятка лет независимости мы так и не научились выпускать номенклатуру оборудования для обустройства нефтяных промыслов, завозя его из Америки, Европы, Китая и той же России. Так, если на сегодняшний день совместное предприятие «Тенгизшевройл» закупает у местных поставщиков уже 50% всех необходимых услуг, и показатель этот неуклонно растет, то что касается товаров – здесь казахстанский производитель в состоянии обеспечить лишь 5% потребности инвестора. А речь в данном случае идет о десятках миллиардов долларов. Один только проект будущего расширения Тенгиза, реализацию которого ТШО запланировал в ближайшие годы, оценивается в 20-23 миллиарда «зеленых».

И оборудование, и технологии нефтяники продолжают покупать за валюту, стоимость которой внутри Казахстана резко выросла. А расходы, которые они несут в тенге (заработная плата и налоги), составляют настолько небольшую долю затрат в структуре себестоимости, что не рассматриваются всерьез. Нефтяники вздохнули бы с облегчением, если бы цена на нефть на мировых рынках выросла хотя бы до 70 долларов за баррель. Но увы, похоже, пока это несбыточные мечты.

Однако нефтяная отрасль, несмотря на ценовой шторм, по сей день остается для госбюджета дойной коровой. А чтобы корова давала молоко, ее надо хотя бы изредка подкармливать сеном. И, как мы уже писали, правительство всерьез рассматривает вопрос снижения налоговой нагрузки на недропользователей. В частности, как стало известно, в сентябре будут пересмотрены принципы формирования экспортной таможенной пошлины на нефть. Если до сих пор она составляла фиксированную величину и директивно устанавливалась постановлением правительства, то теперь ее размер будет привязан к мировым ценам на нефть. Кроме того, для 39 казахстанских месторождений с низкой рентабельностью правительством будет установлен специальный налоговый режим, предусматривающий снижение или полную отмену налога на добычу полезных ископаемых, что снизит налоговую нагрузку на них в среднем на 8%.

Также правительство устами вице-премьера Бакытжана САГИНТАЕВА пообещало в ближайшее время дать нефтегазовым компаниям разрешения на сжигание дополнительных объемов попутного газа, что позволит им увеличить объемы добычи.

В общем, нефтяной отрасли дадут перевести дух. Чего не скажешь о простых казахстанцах. Ведь если где-то денег прибыло, то где-то (в данном случае в бюджете и в Нацфонде) ровно на такую же сумму и убыло?

Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Мечты казахстанцев о квадратных метрах «уходят» в область фантастики
Разбираемся к чему приведет повышение базовой ставки до 18%
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента