Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца

326 просмотров
0
Саида УВАЛИЕВА
Четверг, 16 Окт 2025, 10:00

К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»

Казахстан подходит к концу 2025 года с чемоданом нацпроектов – тяжелым, дорогим и наполовину пустым.

Когда в 2021 году презентовали новые национальные проекты взамен старых госпрограмм, все выглядело бодро: ясные KPI, персональная ответственность министров, лозунг «результативность вместо формализма». Президент говорил о необходимости менять подход, а чиновники уверяли, что теперь все будет по-другому.

Но за четыре года министры менялись как перчатки, и о персональной ответственности уже никто не вспоминает. Одни проекты утратили силу, другие, доживающие до финиша, скорее напоминают бедных родственников, чем «двигатели реформ».

Читайте также
Правительство Казахстана подписалось платить населению «по справедливости»

Цифровизация на бумаге

Даже «Цифровой Казахстан» – пожалуй, самый успешный из проектов – изобилует прорехами и формализмом. В 2023 году он был переформатирован в Концепцию цифрового развития. Возможно, цели, поставленные до 2025 года, оказались попросту невыполнимыми.
Так, где-то в недрах министерств тихо умерла инициатива создания технологической платформы «Индустрия 4.0», которая должна была продвинуть отечественную промышленность в топ-30 мировых лидеров. Рост числа IT-компаний произошел в основном за счет релокации российского бизнеса в 2022 году.

План подготовки 100 тысяч IT-специалистов к 2025 году также выглядит малореальным. За три года казахстанские вузы выпустили около 30 тысяч человек. Основную часть кадров должна была дать госпрограмма Tech Orda, но, как сообщил один из ее менеджеров, с 2021 года обучение прошли лишь 10 тысяч человек. И назвать их высококлассными специалистами можно лишь с натяжкой, поскольку студенты проходят краткосрочные курсы.

Тем не менее все больше госуслуг становится доступно онлайн. Однако до качественного интернета во всех населенных пунктах Казахстана еще далеко – разрыв между городом и селом остается ощутимым.

Хронические диагнозы

Гораздо хуже обстоят дела с нацпроектом в здравоохранении. К 2025 году планировалось оснастить современным медоборудованием все учреждения, но в ряде регионов, особенно сельских, уровень обеспеченности так и остался на уровне около 74%. ОСМС – в постоянном дефиците, как и медицинские кадры.

Образование? Да, школ строят много, но меньше, чем обещали. Трехсменные школы все еще существуют. Данных о 100% оснащении предметных кабинетов нет, есть только обещания и локальные отчеты о выделенных бюджетах. Малокомплектные школы, как и четыре года назад, продолжают испытывать нехватку учителей.

Аудит и реальность

Высшая аудиторская палата в мае 2025 года подвела итоги: 862 млрд тенге нарушений, из них 147 млрд – неэффективное использование средств. Представитель ВАП Нурлан Нуржанов прямо заявил, что почти половина расходов бюджета покрывается за счет Нацфонда и заемных средств. Проще говоря, страна живет в долг, чтобы латать дыры прошлых обещаний.
Причины провалов до тошноты стандартны – амбициозные, но нереальные цели при хроническом дефиците бюджета и неэффективном управлении.

Великий ребрендинг

Сейчас все идет к «великому ребрендингу»: старые нацпроекты закрываются, на смену им приходят «Концепции» с новыми сроками и теми же задачами, что и пять лет назад.
Наиболее вероятный сценарий:

Программы будут формально переименованы или объединены, но без устранения причин низкой эффективности. Это приведет к дальнейшему падению доверия граждан к качеству госуслуг, здравоохранению и образованию. Именно там эффект от нацпроектов ощущается слабее всего.

Наименее вероятный сценарий:

Правительство признает ошибки и вспомнит экс-главу ВАП Наталью Годунову, которая еще в 2022 году предлагала отказаться от трехлетнего бюджетного планирования и внедрить реальную оценку эффективности.

Она предлагала простые, но системные шаги: усилить контроль, отказаться от громоздких программ, сосредоточиться на локальных и гибких инициативах, измерять результаты по реальным КПД, а не по красивым лозунгам. И, наконец, вернуть принцип персональной ответственности за недостижение результатов.

Фото: iStock

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
МВД Казахстана закручивает пробки на рынке алкоголя
Что стоит за попыткой ужесточения продаж алкогольных напитков?
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Мечты казахстанцев о квадратных метрах «уходят» в область фантастики
Разбираемся к чему приведет повышение базовой ставки до 18%
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента