
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Казахстан подходит к концу 2025 года с чемоданом нацпроектов – тяжелым, дорогим и наполовину пустым.
Когда в 2021 году презентовали новые национальные проекты взамен старых госпрограмм, все выглядело бодро: ясные KPI, персональная ответственность министров, лозунг «результативность вместо формализма». Президент говорил о необходимости менять подход, а чиновники уверяли, что теперь все будет по-другому.
Но за четыре года министры менялись как перчатки, и о персональной ответственности уже никто не вспоминает. Одни проекты утратили силу, другие, доживающие до финиша, скорее напоминают бедных родственников, чем «двигатели реформ».
Цифровизация на бумаге
План подготовки 100 тысяч IT-специалистов к 2025 году также выглядит малореальным. За три года казахстанские вузы выпустили около 30 тысяч человек. Основную часть кадров должна была дать госпрограмма Tech Orda, но, как сообщил один из ее менеджеров, с 2021 года обучение прошли лишь 10 тысяч человек. И назвать их высококлассными специалистами можно лишь с натяжкой, поскольку студенты проходят краткосрочные курсы.
Тем не менее все больше госуслуг становится доступно онлайн. Однако до качественного интернета во всех населенных пунктах Казахстана еще далеко – разрыв между городом и селом остается ощутимым.
Хронические диагнозы
Гораздо хуже обстоят дела с нацпроектом в здравоохранении. К 2025 году планировалось оснастить современным медоборудованием все учреждения, но в ряде регионов, особенно сельских, уровень обеспеченности так и остался на уровне около 74%. ОСМС – в постоянном дефиците, как и медицинские кадры.
Образование? Да, школ строят много, но меньше, чем обещали. Трехсменные школы все еще существуют. Данных о 100% оснащении предметных кабинетов нет, есть только обещания и локальные отчеты о выделенных бюджетах. Малокомплектные школы, как и четыре года назад, продолжают испытывать нехватку учителей.
Аудит и реальность
Великий ребрендинг
Программы будут формально переименованы или объединены, но без устранения причин низкой эффективности. Это приведет к дальнейшему падению доверия граждан к качеству госуслуг, здравоохранению и образованию. Именно там эффект от нацпроектов ощущается слабее всего.
Наименее вероятный сценарий:
Правительство признает ошибки и вспомнит экс-главу ВАП Наталью Годунову, которая еще в 2022 году предлагала отказаться от трехлетнего бюджетного планирования и внедрить реальную оценку эффективности.
Она предлагала простые, но системные шаги: усилить контроль, отказаться от громоздких программ, сосредоточиться на локальных и гибких инициативах, измерять результаты по реальным КПД, а не по красивым лозунгам. И, наконец, вернуть принцип персональной ответственности за недостижение результатов.
Фото: iStock