Повышение ставки НДС: жахнуть налогом по бизнесу

3121 просмотров
0
Ярослав Разумов
Вторник, 26 Сен 2023, 12:30

В чём лукавят государственные органы, говоря о налогах

Из разных регионов страны приходят однотипные новости: предпринимательское сообщество громко выступает против предложения министерства национальной экономики повысить ставку НДС со следующего года с нынешних 12% до 16%. А что думают об этом эксперты? Ratel.kz побеседовал об этом с известным казахстанским налоговым специалистом Натальей ЯНЦЕН.

- Наталья, что происходит в налоговой сфере и вокруг нее, почему зазвучала тема повышения НДС?

Читайте также
Новая ставка НДС поставит крест на отечественных перевозчиках

- Ожидания предпринимателей не сбылись, да еще как! Президент давал поручение, чтобы сделать более удобными условия работы для бизнеса, ввести дифференцированные ставки к доходам и подходы к разным его видам, модернизировать законодательство. Но в консультативном документе регуляторной политики к проекту Налогового кодекса, который подготовило министерство национальной экономики, ничего этого нет. На сегодня его вариант получился довольно неконкретным, с весьма обтекаемыми формулировками. Например, по корпоративному подоходному налогу там предлагается оставить текущую ставку 20%, кроме ряда отраслей, где есть сверхдоходы – игорный бизнес, финансовый, недропользователи, и ввести для них ставку 30%. Практически, это и все нововведения, и они, как видно, направлены на увеличение налоговой нагрузки. Каких либо нововведений, стимулирующих бизнес к развитию, нет.

Но больше всего нервирует бизнес сообщество предложение по НДС – предлагается рост налога до 16% с нынешних 12%. Объясняется это необходимостью повысить конкурентоспособность казахстанской экономики, но каким образом это произойдет? Документ умалчивает. В качестве обоснования этой меры приводятся в пример различные страны, где НДС даже больше, чем 16%, но почему-то не вспоминаются другие, где он меньше. Я специально погрузилась в эту тему: в Швейцарии НДС составляет 7,7%, в Южной Корее 10%, в Сингапуре 5%, Индии 4,5%. Как видите, развитые или очень быстро развивающиеся экономики. И они вполне конкурентоспособны.

- А для сравнения - у наших ближайших соседей?

- В Кыргызстане 12%, как сейчас у нас. В России 20%.

Читайте также
Повышение ставки НДС приведёт к росту цен, заявляют бизнесмены СКО

- Ведь НДС это самый простой для администрирования налог, когда-то для некоторых категорий налогоплательщиков его даже начисляли авансом. Чем мотивируется необходимости его менять?

- Тем, что в бюджете будет больше денег и повысится конкурентоспособность казахстанских товаров. Но НДС всегда в конечном счете ляжет на потребителей, цены вырастут, это приведет к снижению спроса, потребители начнут экономить. А это не лучший фон для улучшения конкурентоспособности в принципе.

Еще один аспект проблемы: в последнее время, в том числе, в силу известных международных причин, у Казахстана очень возрос экспорт. По действующему законодательству, экспортеры должны получать из бюджета возврат НДС. А они, нередко, не получают, денег на это нет. Уже сейчас немало обращений в суды со стороны экспортеров по этой проблеме. И что будет, когда ставку НДС поднимут до 16%? Потребуется больше денег на возвраты.

- Вокруг НДС было такое явление, как "обнальные конторы"…. Специалисты говорят, что госорганы всегда с этим боролись, и посадки были, но победить явление не удается. Теперь оно возрастет?

- Конечно, бизнес, становясь нерентабельным или малорентабельным, ищет "ходы-выходы", и это может простимулировать развитие тех схем, с которыми государство борется. Вот у нас вводили систему электронных счетов-фактур, чтобы бороться с теневым бизнесом, но не помогло. Даже наоборот: сейчас с помощью этих счетов можно признать недействительными даже те сделки, которые никак не являются обнальными. Много уголовных дел на таких историях.

- А нельзя вместо НДС ввести налог с продаж?

Читайте также
Что ждут в ВКО от повышения ставки НДС

– У нас его не было никогда, но сейчас принят розничный налог, он, по сути, близок к налогу с продаж, потому что там взимается процент с оборота. По нему тоже есть неотрегулированные текущим законодательством вопросы, но его собираются реформировать и расширить на новые виды бизнеса, согласно консультативному документу регуляторной политики. Вот это для предпринимателей позитивный фактор, те, кто применяет розничный налог, вправе не быть плательщиками НДС. Но он распространяется и будет распространяться только на определенные виды деятельности, и подпадают под него субъекты малого, отчасти и среднего бизнеса. И он удобен, если ты продаешь товары или услуги физическим лицам и юридическим лицам, применяющим специальные налоговые режимы. Если же продажи осуществляются юридическим лицам, применяющим общеустановленный режим, то ставка высокая, 8% с оборота, что уже нерентабельно для большинства бизнеса. То есть даже расширение действия этого налога не снимает проблему увеличения НДС.

- Ты и твои коллеги не раз поднимали проблему запутанности и частых изменений налогового законодательства. Эта проблема сейчас в каком состоянии?

- Исходя из тех инициатив, что мы видим сегодня, не думаю, что необходимость в изменениях исчезнет. То, что сейчас озвучено, на улучшение администрирования никак не работает, а собственно по нему пока никаких предложений от уполномоченных органов не озвучено. Пока все лишь про экономическую часть законодательства, и то – только по ставкам. Вот по индивидуальному подоходному налогу опять предлагается ввести шкалу ставок, но в самом документе не расписано, для какой категории доходов. В интервью недавно прозвучало, что шкала ставок будет относиться только к высоким пассивным доходам, но в документе-то этого нет! И непонятно, что мы в итоге получим в Налоговом кодексе.

Читайте также
Бизнесмены Жетысу вновь взбунтовались против повышения НДС

Президент говорил, что необходимо упростить налоговое законодательство. Но опять же это поручение не отражено в опубликованной политике. Возьмем, к примеру, налоги и платежи с заработной платы сотрудников. Это платежи, которые есть у всего бизнеса. Сейчас в Казахстане с зарплаты взимаются шесть платежей, а со следующего года будет семь. Это два налога, подоходный и социальный, и различные социальные платежи: социальные отчисления, пенсионные взносы, взносы и отчисления на медстрахование, с 2024 года добавляется пенсионные отчисления работодателей… И каждый из них считается по-разному, у всех различная база обложения!

Вот, чтоб был понятен этот ужас, объясню, как считается подоходный налог. Этот налог считается не только с зарплаты работника, а изначально совокупно складываются все выплаты работнику как в денежном выражении, так и в материальном. Затем из всех выплат, сделанных работнику, надо вычесть то, что по нормам Налогового кодекса не относится к доходам работника, например, командировочные. Потом провести предусмотренную кодексом корректировку доходов, не подлежащих налогообложению, например - помощь на лечение. При этом следить за максимально возможной суммой корректировки в МРП. Следующий шаг - сделать вычеты, убрав пенсионные отчисления, 14 МЗП и т.д. Далее, если выплаты работнику были меньше 25 МРП, то к оставшейся сумме применяем еще одну корректировку в 90%. И вот все, что останется, облагаем по ставке 10%. Это описание процесса исчисления только одного из платежей с заработной платы - индивидуального подоходного налога, причем по каждому описанному шагу множество условий. При этом законодательный подход к исчислению каждого из шести видов платежей с зарплаты - разный. А если на предприятии десятки, сотни людей? И постоянно у кого-то отпускные, командировочные, вахтовые, компенсации… И по каждому работнику бухгалтер должен идентифицировать все виды доходов и разбираться, кто и как облагается налогами и платежами. В некоторых компаниях в бухгалтериях на этом целые отделы сидят. Администрировать такое налогообложение сложно, время- и трудозатратно, и налоговые инспекторы, которые приходят с проверками, как правило, этого не знают или не хотят заниматься проверкой данных налогов. Сколько я изучала актов налоговых проверок, помогая бизнесу, я еще ни разу не встречала каких- либо замечаний и доначислений, их просто не проверяют, это сложно и нерентабельно для государства.

Читайте также
Что будет, когда введут всеобщее декларирование

И в консультативном документе регуляторной политики про это ничего не сказано, соответственно, скорее всего, что как был сверхсложный порядок администрирования, никому не нужный, так он и останется. Если искать резервы конкурентоспособности нашего бизнеса, то вот на это в том числе надо обратить внимание, чтобы избавить бизнес от ненужных расходов на сверхсложные расчеты налогов.

Кстати! Вот еще интересная вещь. Когда-то давно у нас в Казахстане была система государственных фондов, куда перечислялись отчисления: медицинского страхования, пенсионный, социальный, дорожный фонды… Потом после ряда неблаговидных событий было решено, что это неправильно, что все платежи должны идти в бюджет. И фонды упразднили, сделав единый налог, который рассчитан исходя из налоговой нагрузки всех этих фондов совокупно, и назвали его - социальный налог. С тех пор прошло много лет, постепенно опять ввели фонд соцстрахования, далее медицинский, и вот будет еще один пенсионный – для платежей с работодателя. То есть старая система вернулась, а социальный налог как был, так и остался. И уже никто не помнит, почему он когда-то появился. И вся эта налоговая нагрузка ложится на работодателя. Когда у нас государственные органы говорят, что в Казахстане очень низкий подоходный налог с физических лиц, всего-то десять процентов, это, мягко говоря, лукавство. Так как общая нагрузка на зарплату у нас порядка 38-40%! И если ставить хорошую зарплату в несколько сот тысяч тенге, то нагрузка на работодателя получается просто аховая. Потому у нас и сохраняется практика "конвертов".

Правда, в прошлом году ввели систему единого платежа зарплатных налогов для бизнеса, применяющего режим упрощенной декларации или розничного налога, там нагрузка меньше, но до сих пор невозможно использовать единый платеж из-за нерешенных государством технических сложностей при перечислении. И не факт, что эта проблема решится и что единый платеж оставят в новом кодексе.

Читайте также
"Стабильность и понятность!" - о чём мечтает бухгалтер накануне выборов

- Какой-то диалог с бизнесом Минэкономики ведет по этой теме?

- Была создана рабочая группа по разработке проекта Налогового кодекса, и в ней в качестве полноправного участника присутствует представитель от нашей Казахстанской ассоциации налоговых консультантов Сакен КАРИН. Однако рабочая группа еще ни разу не заседала. Вот сейчас начинают на разных бизнес-площадках обсуждать опубликованный на портале е-гов консультативный документ регуляторной политики. Но получается, что он был создан вне диалога с предпринимателями. В настоящий момент Казахстанская ассоциация налоговых консультантов подготовила свои комментарии и предложения к данному документу, и мы надеемся все-таки на сотрудничество с государственными органами, что голос экспертного сообщества налоговых консультантов будет услышан.

Фото: из открытых источников.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента