Реформы Гайдара: проблемы замысла

19681 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Воскресенье, 23 Апр 2017, 09:30

Альтернатива была невеселой: возврат к репрессиям по образцу 30-х годов или рискованный прыжок в будущее

Читайте предыдущую статью экономиста Жараса АХМЕТОВА «Реформы Гайдара: оправдание либерализма».

Читайте также
Экономика простых ребят

Была ли альтернатива?

В прошлой заметке уже писалось о том, что освобождение цен от государственного регулирования было мерой во многом вынужденной. Если бы промедлили с этим еще какое-то время, то финансовая система России могла бы просто разрушиться. Да и Казахстана тоже, потому что наши финансовые системы представляли собой единое целое.

Чтобы было понятно, насколько ситуация была безвыходной, процитирую выдержки из секретного доклада первого заместителя премьер-министра, министра экономики и прогнозирования СССР Владимира ЩЕРБАКОВА на имя М. С. ГОРБАЧЕВА (доклад был рассекречен в 1994 г.): «Страна ускоренными темпами втягивается в глубокий финансовый кризис и развал денежного обращения. Эти факторы в настоящее время в решающей степени определяют ухудшение экономической, социально-психологической и политической ситуации в стране».

И далее В. И. Щербаков пишет, что есть только два пути: первый – нормализовать товарно-денежные отношения, прибегнув к методам эпохи сворачивания НЭПа и коллективизации, то есть к массовым репрессиям и реквизициям. Действительно, товары самой первой необходимости, которых, в общем-то, было достаточно, либо оседали на оптовых складах сложно устроенной советской торговой системы (помимо системы Минторга, еще существовала разветвленная система ведомственной торговли, так называемые управления (отделы) рабочего снабжения – Ж. А.), либо реализовывались через систему кооперативной торговли, которая имела право торговать по свободным ценам. Если не прибегать к экономическим методам, то оставалось только раздать кожаные тужурки и маузеры и при помощи испытанных сталинских методов насытить торговлю товарами. К слову, даже СТАЛИНУ этого не удалось добиться в полной мере.

Альтернатива этому пути, как писал В. И. Щербаков – отказ от регулирования цен. Со всеми тяжелыми последствиями: падением экономики (в докладе указывалось - на 25-30%) и, соответственно, ростом безработицы – до 35 млн человек.

Но дело в том, что после подавления августовского путча стало ясно, что в стране нет ресурса репрессий – карательные органы были полностью деморализованы. Конечно, если поставить задачу, их можно было бы привести в чувство и завести машину репрессий. Но времени на это уже не оставалось.

Читайте также
Место имения власти

Был ли замысел верным?

Общая идея ГАЙДАРА и его команды заключалась в том, чтобы отменить государственное регулирование цен, свести дефицит бюджета к минимуму, сократить денежное предложение настолько, насколько это возможно, за счет роста налогов, во-первых, повысить доходную часть бюджета и, во-вторых, изъять у предприятий инфляционную ренту. По их замыслу после резкого скачка цен должен был наступить период стабилизации, а потом и некоторой дефляции. Стабилизировавшаяся финансовая система позволила бы провести необходимые рыночные преобразования: приватизацию, создать рыночные институты.

Наконец, только цена, устанавливаемая контрагентами при совершении сделки, определяет истинную ценность товара, а значит, и эффективность производства, дает ориентиры для развития и модернизации предприятия.

Даже если не принимать во внимание, что замысел разбился о суровую реальность, он и в своем идеальном виде содержал в себе существенные просчеты и пробелы.

Читайте также
Читая финансовую отчетность «Тау-Кен Самрука»

Во-первых, в отсутствие директивного планирования все товарообменные операции совершаются на основе добровольно заключаемых сделок. Соответственно, требуются специальные правила, регламентирующие параметры сделок, защищающие как стороны их заключившие, так и третьи стороны, на которых результаты сделки могут повлиять. В странах с кодифицированным правом базовый закон – Гражданский кодекс. Но в России на тот момент действовал Гражданский кодекс в редакции 1964 г. (в Казахстане – в редакции 1963 г.), совершено не соответствующий новым реалиям. Отчасти проблему закрывали Основы гражданского законодательства СССР в редакции 1989 г. Но в любом случае возник правовой вакуум, создавший благоприятные возможности для криминализации экономических отношений. Этому же способствовало отсутствие арбитражного законодательства и системы арбитражных судов. Государственные арбитры, как наследие почившего в бозе СССР, просто были не в состоянии справиться с лавиной дел, вызванных взаимными претензиями по несоблюдению условий сделок. Государственную систему правосудия заменила криминальная система, оперативно, на основе «понятий», разбиравшая возникшие конфликты. К слову, в Казахстане криминальный арбитраж не приобрел той силы, которую он обрел в России.

Во-вторых, важным компонентом рыночных отношений является рыночная информация. В ее отсутствие предприятие не имеет надлежащих ориентиров для своей деятельности. Особенно острый характер эта проблема приобретает, когда рушатся многолетние устоявшиеся хозяйственные связи.

Без внедрения этих институтов и механизмов – рыночное гражданское и арбитражное законодательство, система арбитражных разбирательств (арбитражный суд появился только в 1993 г.), системы распространения рыночной информации – при «освобождении» цен должны были возникнуть и возникли осложнения, имевшие фатальный характер. С дефектами рынка, возникшими благодаря этим осложнениям, мы не можем справиться до сих пор.

Читайте также
Великое - в малом

Потенциал изменений

Кеннет ЭРРОУ, лауреат Нобелевской премии по экономике, так описывал изменения, вызванные трансформационным переходом: «Радикальное реструктурирование экономической системы предназначено изменить все, что с ней связано. Это означает, что вся система ожиданий будущего будет изменена. Поставки, которые обеспечивались центральным государственным планированием, теперь должны зависеть от поведения рынков, в отношении чего опыта пока нет. Гарантированные рынки перестают существовать. Там, где импортные товары были объектом жесткого рационирования, они могут теперь конкурировать с отечественной продукцией (…) Но это означает, что экономика начинает движение по новому, отвечающему рыночной системе, пути (с капитальным оборудованием, приспособленным к совсем другой перспективе). Она была построена на ожиданиях, которые теперь абсолютно не вписываются в новую картину. Неудивительно, что экономика, образно говоря, идет в новый мир большего света, спотыкаясь и щурясь. Не следует ожидать, что она сразу воспользуется новыми возможностями, создаваемыми рынками; для этого нужно время» («Экономическая трансформация: темпы и масштабы» в сборнике «Реформы глазами российских и американских ученых»).

Читайте также
Про торгашей

Но новые основные фонды, о которых пишет ученый, требуют инвестиций. Политика же финансовой стабилизации сжигает сбережения, то есть элиминирует важный источник инвестиций. Невозможность модернизировать основные фонды обрекает страну на снижение конкурентоспособности и глобальное техническое отставание.

Другая проблема, вытекающая из сжигания сбережений, - это невозможность участия населения в приватизации, в том числе малых предприятий, что особенно важно. Малые предприятия обеспечили успех реформ в Китае на первом этапе, не дав за счет роста товарного предложения раскрутиться спирали инфляции и обеспечив работой трудовые ресурсы, высвобождавшиеся из сельского хозяйства.

Этот аспект – последующие инвестиции – в принципе не рассматривался реформаторами, считавшими, что все как-нибудь само образуется, как только закончится этап финансовой стабилизации.

Итак, альтернатива была невеселой: возврат к репрессиям по образцу 30-х годов или рискованный прыжок в будущее. Риски можно было хотя бы отчасти снизить, если бы одновременно внедрялись самые необходимые рыночные институты и механизмы. Но их внедрение отложили на потом. И это дало о себе знать. Также отрицательно сказалась слабость высшего политического руководства.

Обо всем этом в следующей заметке.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента