Ситуация на рынке ГСМ в Казахстане продолжает накаляться

7079 просмотров
0
Галымжан АЙТКАЗИН
Вторник, 28 Дек 2021, 09:45

Что об этом думают представители отрасли

Мы хотим выделить несколько ключевых моментов из интервью для Forbes.kz зампреда правления по переработке нефти и нефтехимии нацкомпании "КазМунайГаз" Данияра ТИЕСОВА, которые считаем важными для разбора текущей ситуации на рынке ГСМ.

Читайте также
Почему в Казахстане растут цены на бензин

Во-первых, по словам г-на Тиесова модернизация нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), завершившаяся в 2018 году, полностью себя оправдала и привнесла не только увеличение поставок на внутренний рынок, но и обеспечила некоторое улучшение экологической ситуации. Это важно, учитывая, что зачастую именно из-за приостановки работы на НПЗ рынок может столкнуться с дефицитом предложения, что является одним из риск-факторов, приводящих к ценовым скачкам.

Во-вторых, на вопрос про дефицит топлива в стране г-н Тиесов отвечает, что, действительно, из-за ценового дисбаланса с соседними странами в Казахстане страдает не только внутреннее предложение в виде заправляющихся транзитников, но и государство недополучает в виде акцизов порядка 90-120 млрд тенге в год.

"Я считаю, что у нас цена должна быть немного ниже, чем в соседних странах, тенге на 20, но выше, чем сейчас", - резюмировал г-н Тиесов. Между тем, напомним, что с 2025 года Казахстан войдет в общий энергетический рынок с другими странами из ЕАЭС, где как раз-таки будет происходить ценовая конвергенция на рынке ГСМ.

Таким образом, как мы неоднократно отмечали, непростая ситуация на рынке ГСМ продолжает оставаться важной темой на повестке дня как у государства, так и у рядовых граждан. Мы же продолжаем считать, что ситуация с выравниванием цен в Казахстане с соседними странами неизбежна.

Обновленные сравнительные данные по ценам на рынке ГСМ

Читайте также
Внезапный энергетический кризис: какие риски для Казахстана

Так, согласно последним данным портала GlobalPetrolPrices (по состоянию на 20 декабря 2021 года), стоимость бензина в Казахстана составляла 203,8 KZT за один литр, что даёт нашей стране 9 место в мире по дешевизне бензина. Стоимость же дизельного топлива в Казахстане была равна 249,6 KZT за литр, что соответствует 18 месту в мире. Причем разница в цене с соседними странами продолжает показывать разнонаправленную динамику. К примеру, если в октябре разница в цене литра бензина с Россией была в 103 KZT, с Кыргызстаном в 113 KZT, с Узбекистаном в 139 KZT, то теперь эта разница составляет 98,9 KZT, 130 KZT, 216 KZT соответственно. То есть ценовая разница незначительно сократилась с Россией, но значительно выросла с Кыргызстаном и Узбекистаном.

Между тем, глобальным лидером по дешевизне рынка ГСМ остаётся Венесуэла, где за литр бензина и дизтоплива можно отдать 11 тенге. К слову, кейс является поучительным, так как продолжительное поддержание низких цен на топливо в стране приводило к контрабанде топлива в соседние страны, в частности в Колумбию. Поэтому в первой половине текущего года президент страны Николас МАДУРО объявил о введении рыночной цены на топливо и прямых субсидий для граждан страны или компенсаций разницы с рыночной ценой. Однако, важно отметить, что на такую субсидию от государства могут рассчитывать только те граждане Венесуэлы, кто ранее зарегистрировал автомобиль в ходе переписи автотранспорта, выполненной властями страны.

Таким образом, кейс Венесуэлы продолжает учить нас новым урокам - как государству не стоит пытаться обойти рыночные правила, ведь платой за это являются негативные экономические экстерналии в виде больших государственных расходов и проинфляционного давления. То есть возросшие расходы в виде государственных субсидий для компенсаций ценовой разницы выглядят не самой рациональной тратой, которая в итоге может вовсе и не вернуться обратно государству или создать добавленную стоимость, а лишь усиливает инфляционное давление в стране, где рост цен является одним из самых высоких в мире. Для Казахстана же важно учесть кейс Венесуэлы по части важности рыночных принципов для нормального функционирования рынка ГСМ и отсутствия негативных экономических эффектов.

Источник: Telegram-канал @tengenomika.
Фото: automag.kz.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента