Справедливое и эффективное государство: что упущено национальными программами

4227 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Среда, 12 Янв 2022, 10:30

Изменения в правовой системе не могут быть фрагментарными, в противном случае от них не будет никакой пользы

Эта заметка была начата еще 4 января, до того, как события в стране, и особенно в Алматы, приняли трагический характер. Вполне возможно, что теперь, когда стали разбираться с причинами произошедшего, Общенациональные приоритеты, Национальный план развития и Национальные проекты перестанут быть актуальными. Тем не менее, счел возможным продолжить заметку, потому что проблемы, затрагиваемые в ней, все равно продолжают представлять общественный интерес. 

Читайте также
О чём никто не говорит

Курсивом по тексту заметки будут выделены дополнения, сделанные по следам трагических дней.

Перечень общенациональных приоритетов разбит на три направления:

1) Благополучие граждан;

2) Качество институтов; 

3) Сильная экономика.

В свою очередь, направление "Качество институтов" состоит из четырех общенациональных приоритетов:

1) Справедливое и эффективное государство на защите интересов граждан;

2) Новая модель государственного управления;

3) Культивирование ценностей патриотизма;

4) Укрепление национальной безопасности.

В этой заметке остановимся на анализе общенационального приоритета "Справедливое и эффективное государство на защите интересов граждан". В рамках приоритета решается пять задач, поставленных в Национальном плане развития:

Читайте также
Пренебрежение наукой

1) Повышение доверия к судебной системе и качеству правосудия;

2) Сервисная модель правоохранительных органов;

3) Защита интересов граждан и бизнеса;

4) Превенция коррупции и политика добропорядочности;

5) Совершенствование законодательства и правоприменения.

Есть к этому направлению несколько частных замечаний.

Первое из частных замечаний: ни слова не сказано про соблюдение состязательности судебного процесса и обеспечение равенства сторон. Много сказано о прокуратуре, но ни слова не сказано об адвокатуре. Из выступлений адвокатов в социальных сетях мы знаем, что их права постоянно ущемляются и что принцип равенства и состязательности процесса не соблюдается. А без этого никакое повышение доверия к судебной системе и качеству правосудия невозможно. История с кыргызским джазовым пианистом лишнее этому подтверждение. Ему должны были быть обеспечены услуги адвоката с момента задержания. Если бы это было сделано, то не было бы никакого самооговора и все бы закончилось тем, что перед ним извинились бы и отпустили. 

Второе из частных замечаний: много сказано об обеспечение независимости суда и судей, что можно только приветствовать, но ничего конкретного, кроме самых общих слов. Что интересно, про независимость суда и судей нет и ни в одном из национальных проектов. Создается впечатление, что дело ограничивается только декларацией о независимости суда и судебной системы, а реально добиваться этого необходимости нет.

Читайте также
Есть ли учебники для казахской молодёжи

Третье из частных замечаний: продекларирован переход к сервисной модели правоохранительных органов, что, наверное, правильно. Но ни слова не сказано про изменение системы подчиненности в структуре правоохранительных органов. Сервисная модель работает там, где местная полиция подчинена местным органам власти. То есть требуется кардинальная реструктуризация системы МВД, создание многоуровневой, с разной подчиненностью, системы правоохранительных органов. Но даже намека на это нет. 

Дополнение к третьему замечанию. В Национальном плане развития ничего не было сказано про органы национальной безопасности. Как показали события последних дней в качестве их работы, готовности выполнять свой служебный долг есть большие проблемы. Президент страны в своем выступлении перед мажилисом 11 января, в частности, отметил: "Комитет национальной безопасности как уполномоченный орган не смог и не захотел дать четкую оценку этой подрывной работе. Не разглядел критическую угрозу национальной безопасности (…) Не все проявили верность своему долгу. В ряде городов руководители департаментов Комитета национальной безопасности несмотря на достаточный боевой арсенал, не вступая в бой, покинули служебное здание, оставив там оружие и секретную документацию". Очень много полномочий и очень мало контроля – в результате мы имеем, то, что имеем.

Читайте также
Национальное духовное возрождение под пятой бюрократии

Четвертое из частных замечаний: пропала тема свободы слова, независимости СМИ и журналистских расследований. В Стратегическом плане развития, пусть и декларативно, они все-таки были. Но без этого ни одна из задач, поставленных в рамках приоритета, полноценно решена быть не может. Дефицит достоверной информации порождает множество конспирологических теорий о событиях последних дней. Именно независимая журналистика, добывающая и распространяющая достоверную информацию, должна закрыть этот дефицит. В этом она работает на укрепление общественного доверия и стабильности государства. Фейки, которые тоже распространяет независимая журналистика – неизбежная плата за свободу слова и распространение информации. Здесь важна репутация изданий и журналистов.

Изменения в правовой системе не могут быть фрагментарными, в противном случае от них не будет никакой пользы. То, что нам предлагается в Национальном плане развития – это несистемные изменения, от которых большой пользы не будет. 

Фото: strategy2050.kz.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Если примирение вызывает сопротивление: как Астана продвигает диалог Армении и Азербайджана
Казахстан снова предоставляет площадку, где стороны давнего конфликта могут говорить напрямую
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Если примирение вызывает сопротивление: как Астана продвигает диалог Армении и Азербайджана
Казахстан снова предоставляет площадку, где стороны давнего конфликта могут говорить напрямую
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером