Цены на бензин: хотите, как в Венесуэле?

12121 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Пятница, 08 Ноя 2024, 11:00

Почему правительство стесняется объяснять народу, что рост цен на бензин – не прихоть, а необходимость

Новость о грядущем повышении цен на бензин и дизтопливо вызвала горячий интерес как у профессионалов отрасли, так и у простых читателей, ведь она напрямую касается даже тех, кто не владеет собственным авто. Все прекрасно понимают: более высокие цены на топливо перетекут в себестоимость практически всех товаров и услуг: начиная от булки хлеба, которую надо привезти в магазин, и заканчивая услугами такси, которое возит с работы.

Читайте также
Правительство отпускает цены на бензин и дизтопливо

Аналитик нефтегазовой отрасли, член Общественного совета при Министерстве энергетики РК Олжас БАЙДИЛЬДИНОВ считает, что дискутируемые сейчас в правительстве меры – никакой не отпуск цен, а лишь приведение их в соответствие со складывающимся валютным курсом. Если действительно будет принято решение позволить ценам расти на 10 тенге в квартал (40 тенге в год) – это не либерализация топливного рынка. "Спасет ли ситуацию цена на Аи-92 в 250 тенге к концу года? Нет. Почему не спасет? Потому что в РК дефицит. И он нарастает. Сейчас мы балансируем за счет импорта из России. Но КМГ не может бесконечно покупать задорого и продавать в РК в убыток (или может?). Значит, со временем в Казахстане будет две цены на топливо: на казахстанское, которое будет с перебоями, и на российское, которое будет дороже. Где, какое и что по факту нам будут заправлять – никто не узнает", – пишет эксперт.

И отмечает, что реально безубыточная цена на Аи-92, которая покрывала бы все затраты нефтедобытчиков (в первую очередь!), переработчиков и продавцов, составляет не менее 60 центов. Это 294 тенге при текущем курсе 490 за доллар. "Однако в следующем году курс, судя по госбюджету, будет расти, а, следовательно, мера в две тенге в месяц или даже 30-40 тенге за год - не решает проблему дисбаланса цен и себестоимости, – резонно замечает Олжас Байдильдинов. – Если предположить, что к концу следующего года курс может сложиться в районе 540-550 тенге, то предполагаемый правительством уровень в 205+24 или 205+40 - это все те же 42-45 центов!".

У потребителей подход иной. "Почему в странах Персидского залива бензин стоит дешево, а в Казахстане, который тоже нефтедобывающая страна, дорого, и будет еще дорожать?", – спрашивает наш читатель. Ну что ж, обратимся к цифрам. Есть такой сайт globalpetrolprices.com, в ежедневном режиме отслеживающей цены на бензин в разных странах мира. Так вот, по состоянию на 4 ноября, согласно данным сайта, литр бензина в Казахстане стоил в среднем 0,5 американского доллара. В Катаре, на который ссылается автор вопроса – 0,577 доллара, в Саудовской Аравии – 0,62, в Объединенных Арабских Эмиратах – 0,716 доллара. Так что миф о баснословно дешевом топливе в странах Залива – лишь красивая сказка, вкладываемая в головы обывателям людьми, играющими в политику.

Читайте также
Две цены за дизель

Да, есть еще Венесуэла с 0,035 центами за литр бензина. Но там все жители платят за бензин, который стоит дешевле воды, гиперинфляцией, экономическим кризисом и дефицитом.

Сегодняшняя цена бензина в Казахстане обеспечивается за счет фактического субсидирования его нефтяниками и в первую очередь - нацкомпанией "КазМунайГаз". Причем субсидируются все одинаково: и таксист, для которого старенькая мазда – возможность прокормить семью, и мажор на шестилитровом "гелендвагене". Справедливо это? Притчей во языцех стало удивление европейцев, которые ни в одной мировой столице не видели такого количества мощных внедорожников и лимузинов на дорогах, как в Астане и в Алматы.

Второе – бензин и дизтопливо, продаваемые по цене дешевле, чем в соседнем Кыргызстане или России, приводит к контрабанде в эти страны. Серьезные ребята вывозят его бензовозами, а простые шаруа из приграничных районов – в бензобаках и канистрах в багажниках легковушек.

Не секрет, что все международные перевозчики, заезжая в Казахстан, заливают под завязку и основной, и дополнительные баки, чтобы сэкономить на заправке в пункте назначения. Правительство пыталось бороться с этим методом дифференцированных цен, но безуспешно. Сегодня темпы роста потребления дизельного топлива в стране, к примеру, превышают темп роста казахстанского ВВП. Интересно? Очень.

И наконец – такой вопрос. Почему о реформе ценообразования на топливном рынке мы узнаем из утечек информации, инсайдов информагентств и сведений из так называемых "доверительных источников"? Если, как заявил председатель Антимонопольного ведомства Марат ОМАРОВ, политическое решение об отпуске цен на бензин действительно принято на уровне главы государства и премьер-министра, почему правительство не разъясняет народу, что это не прихоть нефтяников, а объективная необходимость? Где многочисленные пресс-службы, службы центральных коммуникаций и пресс-центры? Хотелось бы услышать на простом понятном языке квалифицированные комментарии компетентных специалистов с выкладками, цифрами и фактами.

Слишком свеж в памяти лозунг "Газ – елу!", с которого начался Қанды Қаңтар. Какой лозунг могут поднять на щит после роста цен на топливо возмущенные люди, которым популисты и провокаторы вбросят очередную байку про "дешевый бензин в странах Персидского залива"?

Фото: Girish Gupta / Reuters.

Больше новостей и комментариев о событиях в мире нефти и газа – в телеграм-канале Олега Червинского "Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии".

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Следствие по делу Bek Air: эксперты без лицензий и конфликты интересов?
Адвокаты указывают на нарушения и сомнительные экспертизы в расследовании авиакатастрофы
Комсомольское прошлое и настоящее
Почему обречен на забвение мемориал близ Алматы
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента