Цены на энергоносители растут во всём мире. Исключение – Казахстан

3560 просмотров
0
Ерлан Жаукин
Пятница, 11 Мар 2022, 15:00

Правительство должно немедленно снять запрет на экспорт бензина

На фоне введения ограничений на поставку российских энергоносителей на американский рынок, котировки нефти впервые с 2014 года пробили порог в 130 $/bbl. В последние дни колебания котировок нефти достаточно высоки и практически полностью подчинены законам политики, но никак не экономики.

Читайте также
Экономические связи Казахстана и России: торговля товарами

Об эффекте высоких котировок и геополитических рисках экспорта казахстанской нефти обсуждений с начала марта было более, чем достаточно.

Высокий уровень мировых котировок это сегодняшнее "благо" для казахстанского бюджета. Ставки экспортных пошлин, рентный налог привязаны как к мировым котировкам нефти, так и к доллару США.

Однако сегодняшний "феномен" роста стоимости нефти сопровождается "пикированием" курса тенге. И этот дисбаланс не приносит никакого эффекта нефтяникам, обеспечивающим поставки нефти на внутренний рынок РК.

Совокупная доля экспорта сырья у таких недропользователей составляет не более 45% от объема добычи, а у разработчиков месторождений актюбинской и кумкольской группы не превышает и 30%. То есть эффект роста мировых котировок на нефть на фоне падения курса тенге и обязательств по обеспечению внутреннего рынка страны загоняет нефтяников в еще больший "минус". Причина проста – сервисное обслуживание буровых установок, насосов и прочего комплекса услуг нефтесервиса прочно привязаны к курсу доллара США. А основные денежные потоки недропользователей, обеспечивающих поставки нефти на внутренний рынок РК, формируются в тенге. На фоне 180-дневного моратория на повышение розничных цен на ГСМ, введенного в Казахстане в период январских событий и падения курса тенге, себестоимость добычи нефти только растет. И на сегодня мы имеем стоимость нефти, поставляемой на внутренний рынок в диапазоне 70-90 тыс. тенге/тонна (коридор 18-23$/bbl).

То есть нефть на внутреннем рынке РК сегодня в 2,5-3 раза дешевле ее экспортного номинала и уже не догоняет её фактическую себестоимость. Экспортные доходы недропользователей, поставляющих нефть на внутренний рынок РК, не покрывают убытки от поставок нефти на НПЗ РК.

Читайте также
Санкции в отношении РФ бьют по бизнесу Северного Казахстана

На фоне происходящих геополитических и экономических потрясений стоит обратить внимание, что абсолютно все предприятия розничной и оптовой торговли в Казахстане уже скорректировали свои цены в сторону роста.

Банки второго уровня приостанавливают кредитование бизнеса, строительный рынок дорожает либо приостанавливает продажи. Продавцы продуктов питания и бытовой техники уже скорректировали цены в сторону увеличения. Рядовой потребитель уже ощутил падение своих доходов.

Исключение составляют только участники рынка ГСМ, на ценообразование которых действует введенный правительством РК мораторий. Социальная направленность нефтяной отрасли в Казахстане – это уже исторически сложившийся факт.

В сети распространяется информация, что розничная цена сжиженного газа в Казахстане сегодня самая низкая во Вселенной. Не могу подтвердить данную астрономическую информацию, но это действительно самый дешевый газ на нашей планете – 0,07$/литр на утро 10 марта.

Как долго нефтяники смогут держать такие цены, какие отраслевые риски выходят наружу и что можно предпринять для поддержки отрасли сегодня?

Выше я уже изложил информацию, что рост нефтяных котировок на фоне "теньгового пике" и сдерживания внутренних розничных цен на ГСМ пробивают дно экономики нефтяной отрасли страны.

Читайте также
RUBKZT: держать нельзя отпустить

Но еще есть шансы для исправления ситуации.

В рамках исполнения поручений правительства РК после топливных кризисов 2021 г., в стране сформированы достаточные запасы бензина, дизельного топлива и авиационного керосина. Действующие НПЗ практически затоварены бензином, так как его уже некуда вывозить. Есть даже расчетные даты остановки производства на ПНХЗ и АНПЗ, если вывоз бензина не будет обеспечен. Вполне резонно сейчас принять решение по открытию экспорта бензина. Для этого очень даже благоприятные условия – есть излишки бензина, мировые котировки стремятся вверх. Кроме того, экспорт бензина поспособствует увеличению стоимости нефти, поставляемой на внутренний рынок РК и частично компенсирует потери нефтяников в условиях моратория на повышение цен.

И такие решения необходимо принимать в срочном порядке. Ведь на фоне растущих рисков введения ограничений на поставки российских энергоносителей на европейские и азиатские рынки, а также ожидаемой экспансии дешевеющего российского топлива на рынки стран ЕАЭС, такие решения позволят обеспечить сохранение казахстанской нефтепереработки на плаву и поддержать стремительно падающую экономику нефтедобычи.

Нефтяная отрасль Казахстана продолжает выступать стабилизатором рынка, а социальная значимость сдерживания цен остается приоритетом в деятельности "локомотива" экономики государства. Нефтянка для страны остается "курицей, несущей золотые яйца", но в нынешней ситуации и существующих геополитических рисках эту "курицу" необходимо беречь.

Источник: страница Ерлана Жаукина в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Фото: wfin.kz.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Исторические претензии и внешнее воздействие – главные препятствия в интеграции стран Центральной Азии
Максим Крамаренко: Говорить о реальном политико-экономическом единстве региона пока рано
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента