Внезапный энергетический кризис: какие риски для Казахстана

7431 просмотров
0
Галымжан АЙТКАЗИН
Пятница, 29 Окт 2021, 10:30

Дальнейшее повышение цен на топливо в мире будет только усиливать ценовой дисбаланс, который сейчас присутствует между ценами на бензин и дизтопливо в Казахстане и за его пределами

По мере того, как мировая экономика восстанавливается после пандемии, внезапный энергетический кризис угрожает и без того напряженным цепочкам поставок. Без сомнений, коронавирусная рецессия лежит в основе этого кризиса, наступившего после года сокращения объемов добычи угля, нефти и газа. К другим же причинам можно отнести необычно холодную зиму в Европе, истощившую запасы; серию ураганов, вызвавших остановку нефтеперерабатывающих заводов в Персидском заливе; ухудшение отношений между Китаем и Австралией, из-за которого Пекин прекратил импорт угля; и затяжное затишье над Северным морем, которое резко сократило выработку ветряных турбин, вырабатывающих электроэнергию. При этом, по мнению МВФ, рост цен на энергоносители может продолжиться до следующего года.

Читайте также
Почему в Казахстане растут цены на бензин

Цена на природный газ в мире в шесть раз выше, чем в прошлом году, и примерно в четыре раза выше, чем весной этого года. То же самое касается и других энергетических коммодитиз. Сырая нефть подорожала на 65% в этом году до $83 за баррель. Цены на бензин подорожали во многих странах и продолжают дорожать на фоне рекордно низких запасов. К примеру, в США стоимость бензина подорожала за год почти на 60% и находится на максимальных отметках с 2014 года, при этом запасы бензина находятся на самом низком уровне за пять лет. Отдельно стоит отметить критическую ситуацию с дефицитом энергии в Европе и в Китае. По данным статуправления ЕС, в 2019 году ЕС был вынужден импортировать почти 90% своего природного газа извне. Крупнейшим экспортером природного газа в ЕС является Россия, составляя 43,4% импорта из-за пределов ЕС в 2020 году, а за ней следует Норвегия. Так, цены на природный газ в Европе резко выросли, когда страны начали выходить из локдауна и наращивать потребление.

Китай, сильно зависящий от угля для выработки электроэнергии, столкнулся с дефицитом и ростом цен на уголь. С середины августа текущего года не менее 20 провинций по всей стране сообщали об отключениях электроэнергии в той или иной степени. Это произошло вследствие нехватки угля, более жестких правительственных мандатов по сокращению выбросов и более высокого спроса в обрабатывающей промышленности, поскольку мировая экономика восстанавливается после пандемического шока. К примеру, цена фьючерсов на энергетический уголь в середине октября достигла 1408 юаней ($219) за метрическую тонну, удвоившись за год.

Что касается Казахстана, то мы уже писали про рост цен на энергоносители в стране за последний год и об ускорении инфляционных процессов на фоне мировых тенденций. Таким образом, дальнейшее повышение цен на топливо в мире будет только усиливать ценовой дисбаланс, который сейчас присутствует между ценами на бензин и дизтопливо в Казахстане и за его пределами. Напоминаем, что в Казахстане стоимость бензина и дизтоплива значительно ниже, чем в соседних странах, что ведет к частичному "перетоку" и появлению внутреннего дефицита.

Источник: Telegram-канал @tengenomika.
Фото: investprofit.info.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента