Багдат Аргинов о кино, стиле и зрителях
Кинооператору Багдату Аргинову всего 31 год, но его имя уже стало знаком качества в казахстанском кино. За его плечами десятки проектов – от молодежного сериала Sheker до криминальной веб-драмы 5:32. Сегодня он одинаково востребован в приключенческих боевиках, авторских драмах и даже рекламных проектах. В интервью Ratel.kz Аргинов рассказал о последних работах, тонкостях ремесла и личных амбициях.
Прошлые и будущие проекты
– Багдат, давно слежу за вашей работой. Судя по всему, вы сейчас очень востребованы. Какие проекты сняли за последнее время, чем занимаетесь сейчас?
– Работы реально много. За последнее время я снял три фильма. Первый – новая полнометражка Айторе Жолдаскали «Ауру». История про супружескую пару мошенников, которые собирают деньги на лечение жены, якобы больной раком. Очень сильный проект, его сейчас даже французская компания продвигает.
Потом я работал над сиквелом «Сказа о розовом зайце». Думаю, все помнят, каким популярным был первый фильм. Снимал его молодой режиссер Аян Найзабеков, а проект делали «Казахфильм» и Tiger Films.
Третий фильм – «7 қарақшы» («Семь пиратов») Куаныша Бейсека. Сейчас мы как раз в процессе.
– Говорят, он будет в духе «11 друзей Оушена», только на казахском материале?
– Да, можно и так сказать. Это большой приключенческий боевик с элементами драмы и комедии. Мы его называем первым отечественным «истерном». Работает та же команда, что делала «Дәстүр». Думаю, выйдет интересно. Параллельно снял пару рекламных проектов – один для Almaty Marathon, другой с арт-директором Кариной Искаковой (Карина Сомерсет).
– А какой из проектов для вас самый любимый?
– Наверное, любимого проекта нет – все по-своему важные. Но с особой теплотой вспоминаю самые трудные съемки: веб-сериалы Sheker Айторе Жолдаскали, «5:32» и «1286» Алишера Утева. Именно там был настоящий рост – постоянные вызовы, эксперименты, сложные условия. Легкие проекты почему-то не запоминаются так ярко.
– Эти сериалы стали мегапопулярными: Sheker – о закладчиках, «5:32» – первый казахский сериал о маньяках, «1286» – о современном рабстве. У вас есть «рецепт» хайпового кино?
– Честно говоря, нет. Я сам до конца не понимаю, в чем секрет. Думаю, все дело в любви к профессии: я стараюсь вкладываться максимально, и это притягивает хорошие проекты.
Когда имя работает на тебя…
– Оператор – это человек, который умеет видеть красоту. Как формируется этот особый взгляд?
– Наверное, я родился с этим. С детства любил наблюдать за восходом, закатом, облаками, за тем, как тает лед или идет дождь. Мог часами смотреть, как едут машины. Сейчас, к сожалению, уже нет на это времени. Взрослая жизнь – это не про красоту, а про цифры и деньги.
– Но с деньгами, наверное, все в порядке? Вы ведь много снимаете. Хорошо ли получают казахстанские операторы?
– Думаю, у топовых операторов гонорары нормальные. Я вхожу в этот список и действительно много работаю, но квартиру пока не купил. Приходится снимать жилье. Цены растут – и на недвижимость, и на аренду, и на продукты.
– Сейчас вы довольны своей карьерой? Все идет так, как хотелось бы?
– Сейчас – да. Но были моменты, когда все наваливалось: и личные, и семейные проблемы. Я даже пропадал, ничего не постил в соцсетях. Некоторые спрашивали: «Ты где? Все ли нормально?». Иногда это трогало до слез, но я понял, что есть люди, которым я нужен. Теперь все позади: много снимаю, накопилось несколько проектов, которые собираюсь продвигать.
– Вам всего 31, и вы уже многого добились. Если даже у вас бывали такие периоды, то что уж говорить о других…
– Бывает, что вроде все хорошо, но от этого тоже устаешь – не понимаешь, куда двигаться дальше. Сейчас я повзрослел, стал спокойнее, но энергии у меня много. Мое имя уже работает на меня – это приятно. Когда меня представляют актерам или коллегам: «Это Багдат Аргинов», – люди отвечают: «О, приятно познакомиться, мы наслышаны». При этом многие видят меня впервые. Забавно наблюдать за их реакцией: они, наверное, представляют крутого парня в стиле, в модных шмотках, а им показывают худого парня в очках.
– Вы часто работаете с дебютантами. Почему?
– Это не специально, так складывается. Но мне нравится: я получаю опыт не только как оператор-постановщик, но и как режиссер. Иногда буквально самому приходилось ставить сцены, работать с актерами. Я спрашивал у них: «Ну как, получается у меня?». Они отвечали: «Огонь!» – и я понимал, что могу. Я ведь постоянно наблюдаю за разными режиссерами. Кто-то не может объяснить актеру задачу, просит: «Покажи еще варианты» – и выбирает среди них. У меня же, оказывается, получается объяснить, как и что сыграть.
– Как именно?
– Я всегда говорю с актерами о простых жизненных вещах, которые знакомы каждому. Например, однажды попросил актера вспомнить себя ребенком: «Помнишь, когда нас оставляли у кого-то дома, и мы плакали?». И это сработало – он сразу включился. У меня получается находить ключ к нужной эмоции.
Семейный вопрос и планы
– Давайте поговорим о вашей семье. У вас ведь папа – полицейский. Каково это, когда у творческого человека родители – люди из силовых структур?
– Да, родители у меня не из творческих профессий: папа – полицейский, мама – железнодорожник. Но в роду все же были творческие люди. Мой аташка со стороны мамы – известный художник, заслуженный деятель искусств КазССР Кайырбай Закиров. К сожалению, он ушел из жизни в декабре прошлого года, и мы не были очень близки. Но именно после его ухода я понял: он, сам того не зная, повлиял на то, что я стал кинооператором. Помню, дома лежал советский журнал с его фотографией: дед там выглядел красивым, солидным – в стильной шляпе и с аккуратной бородой. Я был маленьким и тоже хотел однажды стать таким.
– Получается, ваш ата стал для вас ролевой моделью?
– Получается, да. Сейчас только это осознал.
– Никогда не просили его о помощи или протекции? Все-таки в Алматы у него были связи, а вам приходилось пробиваться в чужом городе.
– Нет, даже в голову не приходило. Я всегда привык добиваться всего сам. Он успел увидеть мои первые успехи и радовался, что у меня все получается. Думаю, у нас с ним и сейчас есть связь, ведь кинооператоры – это современные художники. Кадр – это холст, камера – кисть. Мы тоже работаем со светом, с цветом, с тенью. Просто рисуем при помощи техники.
– А сами вы рисуете?
– Да, но не так часто, как раньше. Купил себе специальную ручку для айпада. Рисую свои переживания, воспоминания, иногда сны. Они у меня очень яркие, кинематографичные. Например, однажды приснился сон про моего ушедшего дядю, которого я любил как отца. Будто мы оказались в странном месте, где кружили темные сущности, как в «Гарри Поттере и Узнике Азкабана». И тут мой дядя держит черного, буйного жеребца – айгыра – и кричит мне: «Уходи! Здесь тебе не место!». У него была непростая жизнь, и я думаю, в этом сне он хотел уберечь меня от чего-то. А еще я рисую картины-воспоминания из детства – возможно, однажды использую их в фильмах.
– Уже есть идеи, что будете снимать?
– Пока в поиске, коплю материал.
– В одном подкасте вы сказали: «Не хочу, чтобы папа Sheker смотрел». Это потому что там были наркотики и обнаженка, а папа – полицейский?
– Да, было немного неловко показывать родителям такие проекты. Но сейчас нет. Я вырос.
– То есть родители признали вас как оператора?
– Давно признали. Для них мой статус или профессия не так важны – они любят меня просто как сына. Сохранить теплые отношения в семье – это для меня главное.
– Вы единственный ребенок?
– Нет, у меня две сестры. А еще жена и дочка Айлин, ей четыре года. Очень хочу, чтобы она гордилась мной. Иногда представляю: вот она в школе, и на «день профессий» приглашают родителей. Я прихожу, сажусь рядом с дочкой, а она думает: «Вот мой папа, он кинооператор и снимает крутые фильмы». А я рассказываю детям истории со съемочной площадки.
– Звучит очень мило.
– Просто о профессии оператора мало кто знает. Я помню, как к нам приходили родители друзей: папа кого-то был пожарным, рассказывал, как спасает людей, и я думал: «Вау!». А ведь у меня тоже классная профессия, которой можно гордиться.
– Хотели бы видеть дочь актрисой? Или, как ваши родители, будете настаивать на «нормальном» дипломе?
– Мои родители мне не запрещали работать в кино. Они просто переживали за мое будущее. Главное для них было – чтобы я получил высшее образование. А дальше я уже сам выбирал. С дочкой будет так же: она еще маленькая, но в будущем я поддержу любое ее решение.
– Заинтригуйте: какой ваш проект стоит ждать зрителям в ближайшее время?
– У меня два таких проекта: «Ауру» и «7 қарақшы». Обе картины с сильным сценарием и интересным сюжетом. Для них я задал себе новую планку – постарался выйти на другой уровень операторской работы. Уверен, что оба фильма будут продвигаться на международном уровне, и надеюсь, что меня заметят не только в Казахстане.