Билет в один конец

3379 просмотров
0
Аналитическая служба Ratel.kz
Вторник, 09 Сен 2025, 09:47

Как иностранные сайты продают авиабилеты казахстанцам и выводят миллионы за границу

Казахстанцы предпочитают покупать авиабилеты онлайн.  Это быстро, удобно и кажется безопасным. Но за яркими витринами сайтов, которые внешне выглядят «казахстанскими», скрывается суровая реальность. Клиенты сталкиваются с серьезными рисками: от завышенных цен до невозможности вернуть деньги за отмененный рейс.

Когда «проездной документ» превращается в проблему

Все чаще в публичном пространстве появляются истории казахстанцев, столкнувшихся с проблемами при покупке авиабилетов через отдельные онлайн-сервисы. Некоторые из пострадавших, по их словам, «купились» на дешевизну, другие утверждают – триггером для приобретения стала навязчивая реклама.    

По словам Айгуль из Алматы, она купила билет «дистанционно», но ее рейс отменили. На стойке регистрации посоветовали обратиться в компанию, через которую она совершала покупку.

«Написала в службу поддержки, но ответа не было. Потом выяснилось, что контора зарегистрирована за границей. И там целая цепочка посредников.  Деньги я потеряла, вернуть их практически невозможно», – говорит Айгуль.

Похожую ситуацию описывает и житель столицы Сергей, часто путешествующий по миру.

«Я всегда начинаю поиск в агрегаторах – иногда можно поймать очень выгодные предложения. Однажды решил сгонять на Гоа, где мы договорились встретиться с друзьями из Кыргызстана. Нашел билеты, оплатил перелет через сайт, но бронь так и не подтвердилась. Мой аккаунт заблокировали, а деньги списали. По сути, меня обманули, и никаких рычагов давления у меня нет. Деньги вернули только через полгода. Авиакомпания отправляла к агентству, агентство обратно к авиакомпании. Словом, замкнутый круг», – рассказывает Сергей.

По его словам, он теперь и «на пушечный выстрел» не подойдет к сомнительным агрегаторам, предпочитая обращаться за услугами к «местным» приложениям.

«Сэкономив, условно, 15 000 тенге, ты получаешь целый набор проблем. Можно попасть на бронировании, можно на стоимости багажа. Но чаще всего возникает языковая проблема – на английском, к примеру, говорят не все», – сетует Сергей.

Подобных жалоб немало – в социальных сетях пассажиры обсуждают истории, когда вернуть деньги после отмены рейса удавалось только через суд или вовсе не удавалось. Люди теряют деньги и время, но их проблемы не решает ни компания-продавец, ни, как оказалось, казахстанское законодательство.

Как работают онлайн-покупки

В Казахстане онлайн-продажа авиабилетов давно стала привычной частью жизни. По данным экспертов, до 90% розничных продаж происходит на онлайн-площадках. Но за удобством скрываются разные бизнес-модели. Мы решили рассмотреть каждую из них, чтобы понять, где и как возникает «дыра», в которую попадают потребители. 

Сервисы продажи авиабилетов условно делятся на четыре типа: сайты авиакомпаний, онлайн-агентства, тревел-агрегаторы и гибридные модели. Cайты авиакомпаний (Air Astana, Scat, Fly Arystan, Qazaq Air) – на первый взгляд самый надежный источник билетов, правда, ограниченный собственными маршрутами. Здесь все максимально прозрачно: клиент покупает билет напрямую на сайте перевозчика, получает квитанцию и имеет прямой доступ к службе поддержки.

Далее по надежности следуют сервисы отечественных онлайн-тревел-агентств, это, к примеру Freedom Travel, Tikets.kz, Kaspi Travel. Они работают через глобальные системы бронирования – Amadeus, Sabre, Galileo. За каждую продажу агентство получает комиссию от авиаперевозчика. Система удобна, поскольку права казахстанского покупателя защищены.

Зарубежные онлайн-тревел-агентства (farera.com, mytrip.com, gotogate.com, kiwi.com, flightnetwork.com, wingie.com, ubfly.com, trip.com), никак не приземленные в Казахстане – другая, более опасная для потребителя история. Как правило, покупатель здесь абсолютно беззащитен перед иностранной юрисдикцией.

В опасной зоне также тревел-агрегаторы и поисковики, такие как Aviasales, Skyscanner, Google Flights. Сами билеты они не продают, а лишь перенаправляют пользователя к сайтам агентств или авиакомпаний. Заработок – комиссия за переход или доля от сделки. На первый взгляд, действительно, безобидно, но на деле именно тут возникает ловушка для любителей «пожирней и погуще». Если что-то пошло не так, агрегатор «умывает руки», а пассажир остается один на один с неизвестным агентством вне юрисдикции Казахстана.

Гибридные модели совмещают сразу несколько функций, позволяющие как искать предложения, так и покупать билет прямо в приложении. Это увеличивает прибыль, но еще сильнее запутывает цепочку ответственности.

Иллюзия «своего» сервиса

Но отойдем от теории к практике. И тут возникают вопросы к неким площадкам, мимикрирующим под местные сервисы. Aviasales, Kiwi, MyTrip, Gotogate, Farera, Wingie, Trip, Onetwotrip – сайты, иногда работающие под локальными доменами. Они принимают оплату в тенге и даже используют казахстанскую символику в рекламе. Но выясняется, что это лишь «маска», раскрашенная в цвета нашего флага. На деле все транзакции проходят в долларах, евро или рублях. Конвертация происходит за счет клиента – люди оплачивают билет в национальной валюте, но с карты списывается больше. А когда речь заходит о возврате, ситуация оказывается еще сложнее.  Граждане часто не понимают, у кого именно они купили проездные документы. Агрегаторы лишь показывает варианты, но договор заключается с агентством. Если оно зарегистрировано в Сингапуре или на Кипре, то пассажир из Казахстана практически лишен инструментов защиты.

Законодательство есть, но оно не работает

Согласно закону о персональных данных, информация о наших гражданах должна храниться внутри страны. Но большинство международных сайтов игнорируют это требование, храня свои базы на зарубежных серверах. В 2022 году был введен так называемый «налог на Google» – все иностранные компании, работающие в интернете, обязаны платить НДС. Формально это касается и билетных сайтов, но реальность такова, что значительная часть сервисов не зарегистрирована в Казахстане и не платит налоги в бюджет.

Казахстанские агентства находятся в заведомо проигрышной позиции – они совершают налоговые и социальные отчисления, держат офисы и колл-центры, обеспечивают поддержку на казахском языке. Кроме того, они создают рабочие места, инвестируют в сервис. Иностранные конторы работают без этих издержек. Они не нанимают сотрудников в Казахстане, не выполняют языковые нормы и не тратятся на поддержку клиентов. Прибыль выводится за рубеж, а риски несет исключительно потребитель.

Сегмент продаж авиабилетов низкомаржинальный: комиссия с билета составляет всего 1–2 процента. Поэтому честная конкуренция здесь особенно важна. По оценкам экспертов, рынок онлайн-продаж в Казахстане может достигать 1,8 миллиарда долларов в год. Потери бюджета от неуплаты налогов международными сервисами исчисляются десятками миллиардов тенге.

На фоне проблем в экономике и ужесточении фискальной политики, «билетная история» уже не выглядит, как бизнес-трения между участниками. Это вызов для государства – вопрос национальной безопасности и цифрового суверенитета.

От того, насколько быстро власти выстроят баланс между интересами потребителей и регулированием рынка, зависит, по сути, развитие e-commerce. Ну, либо этот канал превратится в еще один пример утечки ресурсов за рубеж. Ситуация с билетными сайтами напоминает проблему иностранных букмекеров, с которыми государство боролось несколько лет. Букмекерские конторы тоже маскировались под локальные компании. Они платили минимум налогов, а миллиарды уводили в офшоры. Решение пришло только через жесткие меры – блокировки и лицензирование.

Пока только вопросы…

В связи с многочисленными жалобами пассажиров, а также с рисками, связанными с выводом прибыли за рубеж и несоблюдением национального законодательства, редакция Ratel.kz намерена обратиться с официальными запросами в государственные органы.

Мы просим ответить на следующие вопросы:

  1. Согласно Закону РК «О персональных данных и их защите», персональные данные граждан должны храниться на территории Казахстана. Как государственные органы обеспечивают контроль соблюдения данной нормы иностранными билетными сервисами? Привлекались ли такие компании к ответственности за нарушения?
  2. В соответствии с поправками в Налоговый кодекс РК (так называемый «налог на Google», введенный в 2022 году), все иностранные компании, оказывающие электронные услуги в Казахстане, обязаны уплачивать НДС. Как осуществляется контроль уплаты этого налога иностранными билетными агрегаторами и агентствами? Есть ли оценка бюджетных потерь от неуплаты налогов данными компаниями?
  3. В рамках Закона РК «О защите прав потребителей» какие механизмы предусмотрены для пассажиров, которые не могут вернуть деньги за отмененные рейсы, приобретенные через иностранные онлайн-сервисы? Какие шаги предпринимаются для усиления защиты прав граждан в подобных случаях?
  4. Рассматривается ли на уровне правительства вопрос о введении обязательного лицензирования или аккредитации иностранных онлайн-продавцов авиабилетов, работающих с гражданами Казахстана? Если да, то на какой стадии находится обсуждение данного вопроса?
  5. Планируется ли создание официального реестра недобросовестных сервисов или механизма блокировки сайтов, нарушающих законодательство РК, по аналогии с практикой в отношении нелегальных букмекерских контор?
  6. В связи с тем, что отечественные онлайн-агентства уплачивают налоги, создают рабочие места и обеспечивают поддержку на казахском и русском языках, обсуждается ли введение преференций или субсидий для их конкурентоспособности на рынке?
  7. Как государственные органы оценивают риски утечки персональных данных граждан Казахстана при использовании иностранных сервисов и какие конкретные меры предпринимаются в сфере цифрового суверенитета?
  8. Какие конкретные шаги планируется предпринять в 2025 году для регулирования рынка онлайн-продажи авиабилетов и защиты интересов казахстанских пассажиров?

Фото: Ratel.kz

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента