Канат Бозумбаев: Страна должна знать своих героев

8564 просмотров
0
Динара БЕКБОЛАЕВА
Четверг, 13 Апр 2017, 19:15

Министр энергетики РК посетил Шымкентский НПЗ

Модернизация Шымкентского нефтеперерабатывающего завода «ПетроКазахстан Ойл Продактс» стала для государства нескончаемой головной болью.

Начатая еще в 2009 году реконструкция предприятия до сих пор не завершена. Датой сдачи в эксплуатацию обновленного НПЗ назывался 2016 год. Планировалось, что после модернизации завод начнет выпускать высокооктановый бензин стандарта К-4 и К-5 (Евро-4, Евро-5) и значительно увеличит объем переработки нефти. Однако сроки завершения строительных работ вновь пришлось передвинуть.

За этот срыв руководству ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» пришлось оправдываться перед министром энергетики РК Канатом БОЗУМБАЕВЫМ, который в среду, 12 апреля, прибыл в Шымкент с рабочим визитом.

Читайте также
Молчание акимов

Учитывая, что Казахстан, согласно техническому регламенту Евразийского союза, с 1 января 2018 года обязан перейти на производство нефтепродуктов, соответствующих стандартам К-4 и К-5, а Шымкентский НПЗ до сих пор не готов к этому, приезд министра не обещал для руководства завода ничего хорошего.   

Ознакомившись со строящимися объектами буквально за час, Канат Бозумбаев немедля перешел к разбору полетов. Этот процесс специально сделали открытым для всех СМИ.

Первым делом Бозумбаев спросил о том, что помешало вовремя завершить модернизацию нефтеперерабатывающего завода.

Министру ответили, что сначала возникли проблемы с финансированием, а потом случилась досада с генподрядчиком - китайской строительной фирмой CPECC. Оказывается, иностранцы долго не могли вникнуть в казахстанские правила строительства.

Читайте также
Чиновники «запускают» неработающие заводы – 2

- У нас была надежда выиграть время на более быстрой работе подрядчиков, - объяснял министру вице-президент по переработке нефти и газа АО НК «КазМунайГаз» Данияр ТИЕСОВ (на снимке). - Но у нас, к сожалению, подрядчик за счет длительного периода проектирования, понимания норм, нагнать это отставание не смог. Поэтому у нас все стадии сдвинулись. Мы позже начали из-за организации с финансированием и по ходу реализации нагнать не смогли. То есть у нас проектирование шло планово, размещение заказов планово. Начали позже на год, на год позже и заканчиваем. С нашей стороны мы все это признаем.

Как известно, модернизация Шымкентского НПЗ обойдется в 1,8 миллиард долларов.

По 400 миллионов выделили акционеры завода - «Казмунайгаз», владеющий 50% акций завода, и китайская CNPC, которой принадлежит другая половина акций.

Оставшийся миллиард руководство предприятия намерено взять в кредит у Китайского народного банка и Банка развития Казахстана. Однако и с получением кредита тоже вышло не слава богу.

- Дело в том, что банковское финансирование - это достаточно загадочная вещь, - начал оправдываться Данияр Тиесов. - Мы с этим займом три раза докладывали правительству, что у нас нет вопросов. И три раза все в последний момент у нас срывалось. Поэтому мы зареклись. На сегодняшний момент по факту все необходимые корпоративные решения китайским банком и Банком развития приняты. По нашему плану где-то в мае мы готовы будем к подписанию займа. В конце июня планируем открыть финансирование. Еще раз повторяю, с банками мы три года занимаемся, доходим почти до финала, что-то вмешивается, то финансовый кризис, то изменение условий предоставления государством кредитов, то еще что-то.

Читайте также
Чиновники «запускают» неработающие заводы

Оправдания на Каната Бозумбаева не подействовали. Министр продолжил сыпать вопросами, и деловая беседа стала напоминать больше допрос с пристрастием.  

Президент ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП) Джанг ШИ, мужчина хрупкого телосложения, под таким давлением почти сломался.

- У меня вопрос к подрядчику: сколько человек сейчас на площадке на заводе работают?  - спросил Бозумбаев.

- Четыре тысячи сейчас на заводе. Три тысячи китайских, тысяча – казахстанских, - ответил ему с помощью переводчика вице-президент китайской строительной фирмы СРЕСС Му ХУАДУН (на снимке).

- Сейчас когда мы проехались,  это количество не заметили. Куда вы их спрятали? – поинтересовался министр энергетики.

- Я тоже так чувствую. Но у нас много участков, люди везде работают, - протараторил Хуадун.

- Необходимые квоты лицензии получены? Есть проблемы?

- Проблем на сегодня нет, - ответил президент ПКОП Джанг Ши (на снимке справа).

Читайте также
Ахметжан Есимов тревожится о билетах на ЭКСПО-2017

- Значит, по трудовым ресурсам проблем нет. Последнее основное оборудование в декабре должно прийти. Финансирование «Казмунайгаз» и CNPC должны закончить в мае-июне. В этих условиях вы обещаете, что завершите полностью проект в следующем году, и продукт будет к июлю, так? – не унимался Бозумбаев.

- Без проблем! – сказал Ши.

- Я не зря это вам говорю. В пятницу ко мне приезжает президент CNPC господин Джан ХУА. Мы будем вести переговоры о том, что многие контракты CNPC заканчиваются. Контракты по месторождению в Казахстане. И одно из условий продления – это строительство и реконструкция перерабатывающих мощностей. Я ему скажу, что вы дали мне гарантию, - продолжал столичный начальник.

- Мы гарантируем, - кивали китайцы.

- То есть у вас будет политическая ответственность перед вашим руководителем, - продолжал давить на них министр.  

- Мы понимаем, что между нами не только экономический контракт, этот проект имеет весомое политическое значение, - заверил Му Хуадун.  

- Хорошо, что вы это понимаете, - произнес Бозумбаев, обведя глазами собеседников.

После психологической пытки министр энергетики сделал «контрольный выстрел».

- Вы, господин Джанг Ши, будете нести персональную ответственность, - произнес он и затем то же самое сказал, обращаясь к вице-президенту ПКОП Аслану МЫНБАЕВУ.  

Читайте также
Азат Перуашев: Не хочу быть попугаем

- Страна должна знать своих героев, которые либо выполнят или не выполнят обязательства. Мой заместитель МАГАУОВ тоже будет нести персональную ответственность. Такую расстановку я согласовал с премьер-министром. Дальше 2018 года этот завод модернизировать не будем. Договорились? – обратился Бозумбаев (на снимке) к руководству завода. - Если кого-то что-то не устраивает, сомневаетесь, сейчас говорите.   

- Отряд самоубийц? – вдруг развеселился вице-президент «КМГ» Данияр Тиесов и тут же рассмеялся над собственной шуткой.

- Как хотите себя называйте, - резко парировал министр. – Но работа должна быть выполнена в срок.

- Нет, мы гарантируем, Канат Алдабергенович. Те сроки, что мы назвали по Шымкенту, мы гарантируем, - заверил Тиесов, проглотив улыбку.  

После допроса министр предложил высказаться акиму Южно-Казахстанской области Жансеиту ТУЙМЕБАЕВУ (на снимке в центре), который за время беседы не выронил ни слова и изо всех сил делал вид, что вникает во все нюансы модернизации нефтеперерабатывающего завода.

Читайте также
Трамплин к миллиардам

Несмотря на то, что тема ему, как доктору филологических наук и гуманитарию до мозга костей, не совсем близка, Туймебаев в грязь лицом не ударил, когда ему передали слово. Он вежливо напомнил руководству НПЗ, что не по закону это, да и нехорошо как-то, вместо шымкентской рабочей силы отдавать предпочтение китайцам. Аким настойчиво посоветовал нефтяникам брать на работу студентов местных технических колледжей.  

Вице-президент «КМГ» Данияр Тиесов пообещал так и сделать.

Во время переговоров было оглашено, что после модернизации Шымкентский НПЗ перестанет производить бензин марки АИ-80. Вместо этого завод увеличит производство высокооктанового бензина (АИ-92 и выше) до 2,5 миллионов тонн в год. Дизельного топлива начнут выпускать на 700 тысяч тонн больше, а авиакеросина – на 150 тысяч тонн. 

Министр энергетики заверил, что как только завершится модернизация на всех трех казахстанских НПЗ (на Атырауском и Павлодарском заводах планируется закончить в 2017 году, а на Шымкентском – в 2018), страна сможет полностью обеспечивать себя нефтепродуктами.

- В 2018 году Казахстан полностью уйдет от зависимости от поставки нефтепродуктов из сопредельных государств. Мы сможем регулировать цены на рынке внутри страны. Но при этом мы же не закроем свои границы. У нас единый рынок, мы по ценовой конъюктуре будем соотноситься  и с российской стороной, и с Кыргызстаном, и с Белоруссией и с Арменией, хотим мы того или не хотим, - подчеркнул Канат Бозумбаев.

Фото автора.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане снижаются инфляционные ожидания, а тенге укрепляется
Эксперты прогнозируют паузу в изменении базовой ставки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента