Кашаган как чемодан

12463 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Среда, 08 Июл 2015, 09:47

И бросить жалко, и тащить дальше вроде бы смысла большого нет

Астана фейерверками на набережной, красочными шоу и гигантским бешпармаком отгуляла свой день рождения, счастливым образом совпавший с юбилеем главы государства. В тени большого праздника остался незамеченным еще один юбилей – ровно 15 лет назад, в начале июля 2000 года тогдашний шеф нацкомпании «КазахОйл» Нурлан БАЛГИМБАЕВ под блицы фотокамер отрапортовал президенту Нурсултану НАЗАРБАЕВУ об открытии крупнейшего в мире за последние 30 лет месторождения Кашаган в казахстанском секторе Каспийского моря. И ровно 10 лет назад, в 2005 году должна была начаться коммерческая добыча на Кашагане. По крайней мере, именно благодаря обещанию запустить месторождение не позже озвученной даты, итальянская компания «Эни» стала оператором международного Северо-Каспийского консорциума.

С тех пор сроки неоднократно переносились – сначала на 2007-й, потом 2011-й, наконец, 2013-й, стоимость проекта за это время выросла в 4 раза: с 30 до 130 миллиардов долларов. Нелишним будет напомнить, что контракт консорциума с правительством Казахстана действует в правовом режиме соглашения о разделе продукции. А это значит, что инвесторы, вложившие деньги в разработку месторождения, будут получать львиную долю добытой нефти без уплаты налогов и других выплат за нее казахстанской стороне, пока не окупят свои 130 миллиардов (вместо 30, как планировалось!). А после этого будут забирать свою часть нефти уже в качестве прибыли, в счет платы за риск.

Однако и в октябре 2013 года случилась осечка – добыча на месторождении, начавшись, тут же была 

Стефан де МАЙЁ

приостановлена из-за растрескивания газопроводов, ведущих от мест добычи на сушу, на перерабатывающий комплекс. Сейчас консорциум рапортует о начале работ по замене 200 километров трубопровода, и управляющий директор компании «НКОК Н. В.», пришедшей на смену итальянцам, Стефан де МАЙЁ докладывает, что «окончание запланировано на вторую половину 2016 года. Возобновление добычи планируется осуществить вскоре после окончания строительства трубопроводов». То есть не ранее, чем в начале 2017-го.

Между тем за два прошедших с момента аварии на Кашагане года на мировом энергетическом рынке произошли поистине тектонические сдвиги. Которые, есть подозрения, в предстоящие два года до возобновления добычи будут продолжаться. Если в конце 2013-го года нефть на мировом рынке торговалась по цене 110 долларов за баррель, то вчера вечером эта цифра составляла всего 57,17 доллара за сорт марки «Брент». И есть большие сомнения, что к 2017 году цены перепрыгнут сакральную отметку в 100.

Помимо грядущего снятия санкций с Ирана, которое вызовет настоящий поток недорогой нефти на рынок, сам по себе рынок этот сужается. Согласно директиве Евросоюза, к 2020 году доля альтернативной энергетики в энергобалансе Европы должна достичь 20 процентов (при сегодняшних 7-10). Еще вчера экзотические электромобили «Тесла» уже паркуются под окнами шымкентских шашлычных, постепенно превращаясь из предмета роскоши в средство передвижения. И вот уже в первый кругосветный перелет отправился без капли авиакеросина самолет на солнечных батареях Solar Impulse 2. Впереди – поезда на солнечных батареях? Потом что? Трансатлантические лайнеры и сухогрузы на энергии морской волны?

Все это динамично меняет энергетическую картину мира и заставляет серьезно задуматься Казахстан, чье благополучие до сих пор строилось исключительно на выкачивании нефти из недр и продаже ее за рубеж. При сегодняшней себестоимости добычи на Кашагане в 100 долларов за баррель месторождение через пару лет может и не пролиться «золотым дождем» на головы казахстанцев, а все больше рискует превратиться в чемодан без ручки, который и бросить жалко, и тащить дальше вроде бы смысла большого нет. По крайней мере, Стефан де Майё так ответил на опасения скептиков, что проект может к моменту начала добычи стать нерентабельным: «Действительно, на данный момент в освоение месторождения Кашаган инвестированы большие средства, и мы расстроены, что месторождение до сих пор не введено в эксплуатацию. Если бы такая сумма не была уже потрачена, с учетом текущей ситуации с низкими ценами на нефть, сегодня акционерам было бы сложно принять решение об инвестициях в освоение, с экономической точки зрения. Однако дополнительные средства, которые требуются для начала добычи на месторождении, хотя и значительны, являются относительно небольшими, по сравнению с уже потраченной суммой. Поэтому акционеры полностью поддерживают эти инвестиции, необходимые для ввода месторождения в эксплуатацию».

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Теперь Минфин знает, кто чем торгует и сколько зарабатывает
Казахстан завершает цифровизацию госфинансов
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента