План Есимова: в каком направлении на самом деле развивается Алматы

294 просмотров
0
Мадина АЛИШЕР
Пятница, 12 Сен 2025, 09:15

Автомобиль в Алматы недалекого будущего – долго, дорого и негде ставить

Послание президента народу Казахстана выступает главным информационным поводом на этой неделе – СМИ и эксперты буквально растаскивают его на цитаты. Не откажем и мы себе в этом удовольствии, тем более тема, как сказал сам Касым-Жомарт Токаев, «оживленно обсуждается в обществе». Речь идет об электросамокатах, и глава государства упомянул в связи с ними, что «подготовлены законодательные поправки, регулирующие данную сферу», призвав депутатов «безотлагательно их принять». Станет ли от этого легче гражданам, которые, по словам президента, «по-прежнему подвергаются опасности»? Давайте разбираться.

Рынок шеринга: от велосипедов до самокатов

Поскольку в последнее время все скандалы с прокатными электросамокатами, широко разлетающиеся по соцсетям и СМИ, происходят в Алматы, где в число противников кикшеринга вошли и известные журналисты, и даже депутаты маслихата, рассмотрим роль, которую играет этот вид транспорта в жизни южной столицы. Почему вообще прокат электросамокатов в Алматы взлетел?

В 2024 году внезапно прекратил существовать проект Almaty Bike, запущенный с благословения тогдашнего акима города Бауыржана Байбека. Алматинцы должны еще помнить симпатичные зеленые велосипеды, семь лет рассекавшие центральные улицы города. Параллельно на рынок зашел еще китайский бренд велошеринга, но конкуренцию, помноженную на варварское отношение части горожан к арендному имуществу, не вывез и тихо сгинул.

 Almaty Bike продержался семь лет еще и потому, что его велосипеды необходимо было оставлять их на специальных парковках – без этого аренда продолжалась. Все эти парковки ограничивались центральными улицами города, не ниже проспекта Райымбека.

Без велосипедной альтернативы арендный рынок мобильных транспортных средств в Алматы захватили электросамокаты. К слову, о срочно переобувшихся в воздухе депутатах маслихата – при акиме Ерболате Досаеве компании кикшеринга заботливо опекались городской властью, их бесплатные курсы вождения на самокатах продвигались посредством городских СМИ и аккаунтов в соцсетях. А вот «байбековский» велопрокат оказался в роли падчерицы при злой мачехе, которая в этом году даже тендер не объявляла на обслуживание данного проекта. А в прошлом году якобы не смогла найти частника, готового взять на себя обслуживание велосипедов и парковок.

Это что касается предыстории нынешней ситуации с рынком аренды мобильного транспорта. Вряд ли, если сейчас срочно спохватиться и вернуть Almaty Bike, самокатчики срочно пересядут на арендные велики – сама идея Алматы как вело-города не была доведена ее инициаторами до какой-то близкой к идеалу конструкции. В эту конструкцию должны входить не только вело-парковки с арендным транспортом, но и замкнутый контур велодорожек, охватывающий все районы города. Крупные бизнес-центры должны были предусмотреть что-то типа душевых для сотрудников, предпочитающих велосипеды в качестве постоянного средства передвижения. И так далее.

Ну, а причина, по которой арендные хоть электросамокаты, хоть электровелосипеды южной столице нужны и без них уже не обойтись, проста: городу не хватает общественного транспорта.

Все началось с Есимова

Выше могло сложиться впечатление, будто мы считаем, что при Байбеке в Алматы было лучше, а все последующие акимы как-то не тянут, однако поспешим его развеять – не тянул и Бауыржан Кыдыргалиевич. Все помнят, как ту же пешеходную улицу Панфилова акимат продавливал, ломая общественное мнение через колено. Никто не мог внятно объяснить, что это будет и зачем городу это надо.

Дело в том, что все изменения в Алматы в общих, магистральных чертах, были запланированы еще при Ахметжане Есимове. Это при нем приезжал датский архитектор Ян Гейл со своими свирепыми подручными, которые потом и при Байбеке курировали проект той же пешеходной Панфилова. Например, Рикардо Марини, директор компании Gehl Architects, лично одобрявший упразднение парковки на площади Астаны (Старой площади), у здания КБТУ. Он буквально подталкивал команду Байбека к решительным действиям по уже утвержденному Есимовым и Гейлом генеральному плану.

От байбековской команды там, по сути, только корявое первоначальное название программы – «Город для людей, а не только машин». Потом его отредактировали в «Город для пешеходов». Под Универсиаду появился еще один слоган – «Город тысячи красок».

При этом Байбек создал пешеходную Панфилова и два огрызка БРТ – в микрорайоне Таугуль и по улице Тимирязева. Плюс ввел одностороннее движение по некоторым центральным улицам города. Все, как планировали Есимов и Гейл.

Сменивший Байбека Бакытжан Сагинтаев не стал мудрствовать лукаво и переименовал программу «Город для пешеходов» в «Город без окраин», развивая присоединенные при Есимове Наурызбайский и Алатауский районы по заветам датчанина и немного копируя Астану с ее монументальными проспектами.

Наконец, Ерболат Досаев выдал документ под названием «Транспортный каркас Алматы», в котором внесено примечательное по отношению к планам Есимова изменение.

По задумке Гейла, два огрызка БРТ, созданных при Байбеке, должны были не только соединяться друг с другом, но и выходить на центральный коридор, соединяющий восточную и западную окраины Алматы. В транспортном каркасе Досаева этим коридором станет проспект Райымбека, где прям сейчас идет модернизация под БРТ. А по прежнему замыслу им должна была стать улица Толе би с ее пустой центральной частью, где раньше передвигался трамвай. От БРТ на Тимирязева до Толе би коридор должен был пройти по улице Жарокова, а в новой конфигурации получается, что под него предполагалось отдать проспект Гагарина – с обязательным сносом здания АЗТМ для пробивки дороги до Райымбека.  

Впрочем, Досаев покинул пост градоначальника, оставив право решать, что делать с историческим зданием завода тяжелого машиностроения Дархану Сатыбалды.

И при чем тут самокаты?

В прямом соответствии с планом Есимова-Гейла из Алматы должен быть по максимуму вытеснен личный автотранспорт. Скоро вступит в силу очередная фаза этого плана, когда будут брать оплату въезда в определенные районы Алматы. Горожанам предлагается две альтернативы – скоростной общественный транспорт или арендные средства мобильности.

На самом деле альтернативы никакой нет – ни один муниципальный бюджет не потянет такого количества единиц общественного транспорта, чтобы все чувствовали себя комфортно в часы пик. Здорово помогает метро, однако темпы его развития довольно сильно отстают от роста количества пассажиров.

Снимать в ежедневном режиме нагрузку на ОТ должны арендные виды мобильного транспорта – велосипеды и самокаты. И потому арендных компаний должно становиться больше, а подобный транспорт не должен прекращать работу и в зимние месяцы.

И по-хорошему, в Алматы должны думать об инфраструктуре и для такого транспорта тоже, включая круглогодичный уход за ней. А не призывать к тотальному запрету.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Главный тренер ФК «Кайрат»
Заварили мы кашу, ребята! Главное — верить, пацаны. Главное — верить. И всё возможно в этой жизни. Такой праздник стране подарили, супер!
Игорь Чернов: Защита коммерческой тайны – это национальная безопасность Казахстана
Необходимо ужесточить право по защите конфиденциальной информации
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
Петр Своик: «Тарифы в обмен на инвестиции» – это национальное самоубийство
Почему энергетика стала главной проблемой Казахстана
Билет в один конец
Как иностранные сайты продают авиабилеты казахстанцам и выводят миллионы за границу
Когда Казахстан выйдет из ОПЕК+
Что лучше: ужасный конец или ужас без конца?
Война Израиля с Ираном
Как всё начиналось
Засекреченный Алматы: город строился поверх кладбища?
Занимательная история Казахстана
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Петр Своик: «Тарифы в обмен на инвестиции» – это национальное самоубийство
Почему энергетика стала главной проблемой Казахстана
Депутат Базарбек, став свидетелем трагедии на пляже, заговорил о “диком” туризме
В полиции начали расследование условий безопасности на общественных зонах отдыха
Вести с тарифного фронта: старушка Европа готова платить
Тарифные войны оказались яркими, но короткими
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.