Тимур Сулейменов: У Договора о Евразийском союзе высокая степень готовности

1221 просмотров
0
Суббота, 22 Фев 2014, 00:00

Основной повесткой заседания Совета Евразийской экономической комиссии, состоявшегося в Минске, стало обсуждение проекта Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). 

170 миллионов человек с 2015 года будут жить в Евразийском союзе. Но большинство россиян, казахстанцев и белорусов плохо представляют, как будет выглядеть их новый общий дом. О том, как складывается «архитектура» крупного интеграционного объединения, рассказал в интервью РИА Новости участник Совета, член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов. 

- Тимур Муратович, вашей Комиссии поручено к 1 мая нынешнего года положить на стол президентов России, Казахстана и Белоруссии Договор о Евразийском экономическом союзе для окончательного рассмотрения. На какой стадии находится работа над документом? Какие пункты вызывают особые сложности? 

- Если говорить о текущем состоянии договора, то я бы сказал, что у него высокая степень готовности. Причем замечу, что это огромный документ, порядка тысячи страниц, который вобрал в себя свыше 200 договоров и соглашений. Он также содержит много новых норм, рассчитанных на перспективу, которые позволят нам расширять и углублять интеграцию. В общем, это осознанная командная работа представителей трех стран и Комиссии. Сейчас мы подошли к периоду обсуждения проекта на уровне вице-премьеров. Они будут кропотливо рассматривать статью за статьей, раздел за разделом: налоговая политика, финансовые рынки, интеллектуальная собственность - и так от «а» до «я». В общем, график плотный. Но радует, что большая часть ключевых вопросов уже решена, и, на наш взгляд, непреодолимых препятствий для подписания Договора президентами нет. 

- То есть с 2015 года мы станем гражданами Евразийского союза? 

- Не совсем так. Если смотреть на Европейский союз как на аналог, то там есть гражданство Евросоюза. И его жители имеют европейские паспорта. У нас этого пока не предполагается. Мы останемся гражданами только своих стран. Но поскольку Россия, Казахстан и Белоруссия являются основателями и членами Евразийского союза, народы наших государств будут обладать соответствующими привилегиями в государствах друг друга. 

- А какой язык будет принят в рамках союза как рабочий? 

- Вряд ли стоит в этом вопросе изобретать велосипед. Если проводить параллели с тем же Евросоюзом, в котором сейчас уже 28 государств и 25 официальных языков, то все документы, акты, директивы как совета, комиссии, так и документы Европарламента переводятся на все 25 языков, включая такой экзотический язык, как мальтийский. 

- Несмотря на то, что Евразийский союз будет экономическим, разве можно оставить за рамками гуманитарное, культурное сотрудничество наших стран? 

- Никто его вычеркивать не собирается. Обсуждается только, является ли это предметом Договора об экономическом союзе. Взаимодействие наших стран действительно всеобъемлюще. И готовых решений на все вопросы пока нет. Ведь наша интеграция – это как растущий человек: сначала Таможенный союза, Единое экономическое пространство. Теперь пришло время для более зрелых шагов – для формирования экономического союза.

- Результаты деятельности ТС по-разному оцениваются в странах «таможенной тройки». Считается, что кому-то повезло больше, кому-то меньше… 

- Честно скажу, не задача Комиссии проводить анализ, кто больше выиграл. Мы смотрим по-другому, тем более что любая выкладка на данном этапе будет всего лишь краткосрочным результатом. А когда речь идет о межгосударственном объединении, то нельзя ограничиваться двумя-тремя годами, нужно рассчитывать на десятилетия. Поэтому выигравших или проигравших быть не может. 

Позволю себе одно сравнение. Вот соревнования по бегу. Тот, кто привык к коротким дистанциям, поначалу выбивается вперед. Но умеющие распределять силы на долгий забег непременно его нагонят. Впрочем, и эта аналогия не совсем верна. Ведь у каждой, даже марафонской дистанции, есть конечная точка. Мы же не прописываем конечные сроки – у нашего союза нет финишной черты. Мы потому и объединяемся, чтобы каждая национальная экономика получила доступ к другим экономикам, и чтобы они конкурировали, и в этом состязании становились лучше. 

Создание огромного рынка, предоставление условий для свободного движения товаров, капиталов, услуг, рабочей силы станут важным фактором устойчивого экономического роста наших стран в перспективе. 

В то же время перед участниками рынка стоит серьезная задача по повышению конкурентоспособности, поскольку «выживает» тот, чья продукция отвечает современных технологическим стандартам, требованиям потребителей. 

- Но бизнес работает здесь и сейчас, и хочет иметь выгоды сегодня. Приходилось слышать от казахстанских предпринимателей, что россияне давят. Россияне говорят, что в Казахстане их казахские коллеги пользуются доминирующим положением. У белорусов свои обиды. И все вместе жалуются на то, что некоторые регламенты Таможенного союза даже усложнили взаимодействие. Как это разрулить? 

- Проблемы, конечно, есть. В одной стране сложнее зайти на мясной рынок, в другой – на алкогольный или лекарственных средств. Понятно, что национальное регулирование в одночасье заменить наднациональным сложно. Важно, чтобы как минимум действовал полноценный национальный режим. Вот ты пришел ко мне на рынок – следуй моим законам, и я как регулятор буду рассматривать тебя как своего. Нужно учиться жить и работать по правилам друг друга. А там, где это целесообразно, где есть общий запрос от нашего бизнеса, например, в сфере железнодорожного транспорта, автомобильных перевозок, конечно, требуется унификация. Это как раз одно из основных направлений деятельности Евразийской комиссии – готовить универсальные предложения сторонам, убеждать в их полезности, несмотря на национальный эгоизм. 

- У меня обывательский вопрос. Скажите, при этих универсальных правилах автомобили внутри ТС подорожают? 

- Я тоже обыватель, и также заинтересован в разумной цене на авто. В Казахстане прежде таможенная пошлина на ввозимые автомобили составляла 10%, а когда мы приняли единый таможенный тариф на 3 стороны, ставка поднялась до 35%. Казахстан в этот переходный период взял год на то, чтобы физические лица, бизнесмены смогли обновить свой автопарк. И через год, в 2011 году, ставка вступила в силу. Мы уважили и потребности населения, и в то же время обеспечили защиту внутреннего рынка как от подержанных, так и от новых автомобилей из третьих стран. В дальнейшем эта пошлина снизилась. Российские обязательства по снижению тарифов как члена ВТО с определенными модификациями будут распространены на все три страны. Так что повышения цен, надо надеяться, больше не будет. 

- Еще одна чувствительная отрасль – алкоголь. В России собираются увеличить акцизы на эту продукцию. Как это аукнется в других странах Таможенного союза? 

- Мое убеждение, что акцизы на алкоголь должны расти, потому что это наша общая беда - слишком дешевая алкогольная продукция. Но вот с какой скоростью и в какие сроки надо поднимать цены, это целое искусство. Нужно почувствовать ту тонкую грань, когда большая часть населения в России, Казахстане или Белоруссии захочет переключится с нормальной водки, производимой на заводе, на суррогат. В борьбе с алкоголизмом важно не переусердствовать и не подсадить людей на гораздо худшие вещи. Нельзя просто повышать акцизы и не заботиться о физической культуре, спорте, о том, чем занять нашу молодежь. 

- А политическая воля у тех, кто за это отвечает, есть, чтобы договориться? 

- В этом можете не сомневаться. Даже при том, что у нас нет соглашений о гармонизации акцизов, потому что налоговая политика – это суверенное право каждой страны, координация необходима. Наши страны это понимают, и стремятся вырабатывать решения, которые будут исключать экономическую мотивацию к контрабанде. К примеру, российский премьер заявил своим производителям о необходимости снизить темпы роста акцизов на табак. Казахстан в свою очередь в этом году резко поднял акцизы в два раза, и в следующем году предполагается повышение ставки. В результате к 2016 году акцизы выйдут практически на один уровень. 

- Страны – члены Таможенного союза как-то научились между собой лавировать, а тут в дверь стучатся «новички». Как воспринимается возможность присоединения Армении и Киргизии, каковы их стартовые возможности? 

- Ситуация для них и для нас разная. Мы – учредители, отцы-основатели экономического союза, мы определяем первоначальные правила игры. Все последующие страны будут обязаны присоединиться к тем правилам игры, которые основатели выработали. И получить членство сможет только тот, кто согласен с нашими правилами. 

Что касается этих двух стран, то Армения долгое время вела переговоры об ассоциации с Европейским союзом, у нее хорошие переговорщики и неплохая готовность. 

В декабре минувшего года главами государств утверждена Дорожная карта по присоединению Республики Армения к Таможенному союзу, в которой детально прописаны вопросы присоединения к договорно-правовой базе как Таможенного союза, так и Единого экономического пространства. 

Евразийская экономическая комиссия совместно со сторонами приступила к реализации мероприятий, предусмотренных Дорожной картой. Так что в предусмотренные сроки Армения скорей всего присоединится. 

У Киргизии несколько иная история, опыта участия в интеграционном движении у нее недостаточно, но ей будет оказана всесторонняя методологическая помощь. В настоящее время продолжается работа по формированию перечня мероприятий Дорожной карты по присоединению Кыргызской Республики к Таможенному союзу. 

Что касается общих подходов, президенты России, Казахстана и Белоруссии, говоря об открытости нашего будущего союза, прежде всего имеют в виду страны СНГ, ведь наши народы когда-то жили в одной стране, и этот опыт сотрудничества очень ценен. 

- ЕЭК – наднациональный орган, по которому будут судить об эффективности управления во благо всего евразийского сообщества. Как вы, представители разных стран, выносите общие решения, если, скажем, возникают столкновения национальных интересов? 

- Важно подчеркнуть, что Договор о Евразийской экономической комиссии сделал нас независимыми, неподотчетными перед правительствами даже тех стран, которые нас послали. Нас назначили решением трех президентов, и это налагает высокие обязательства на каждого нас. Если мы начнем действовать, руководствуясь узкими, оперативными интересами своей страны, а еще точнее – какого-то отдельного ведомства, нечего надеяться, что нашему союзу светит благополучие. 

- Поскольку вы вплотную занимайтесь будущим Евразийским экономическим союзом, обрисуйте, пожалуйста, его контуры. Что россияне, казахстанцы, белорусы, армяне получат в обозримое время? 

- Ни для кого не секрет, что ностальгические ноты по бывшему СССР угасают, во многих странах идет переориентация экономик, население все больше теряет связи, и все настойчивее обсуждается тема о введении визового режима для части государств так называемого постсоветского пространства. С полной определенностью можно сказать, что для участников Евразийского союза этот вопрос стоять не будет. На мой взгляд, это большой плюс – беспрепятственно ездить друг к другу: слетать на отдых на Байкал или в Сочи, покататься на лыжах на Чимбулаке под Алма-Атой. Такие преимущества, зафиксированные в Союзном договоре, сохранятся на все времена и не будут зависеть от единоличной воли Госдумы, Мажилиса или Национального собрания Белоруссии. Кроме того, открываются новые возможности трудиться в любой из наших стран. Сейчас существуют тысячи препон для привлечения иностранной рабочей силы. В рамках экономического союза не будет никаких квот и тестов на экономическую целесообразность, лицензий и т.д. Нельзя сбрасывать со счетов и определенные социальные гарантии - водить детей в садик или в школу, оказание неотложной медицинской помощи, т.е. независимо от того, гражданином какого государства ты являешься, - услуга будет предоставляться в полном объеме. 

- А как насчет пенсий? 

- У нас очень разные системы, поэтому по пенсиям гораздо сложнее. Но могу точно сказать, что обязательно будет взаимозачет стажей. 

Нам многое предстоит нормативно закрепить, в том числе и в признании дипломов. Уверен, что в самое короткое время молодой человек, окончивший, например, Белорусский государственный университет, сможет получить место как специалист на территории всего экономического союза без дополнительных бюрократических процедур по подтверждению своего диплома в других странах союза. 

- Между тем считается, что мы сильно отдалились друг от друга в человеческом плане… 

- Здесь ответ очень простой – надо заново узнать друг друга. Скоро мы будем отмечать 70 лет Победы в Великой отечественной войне. Мало кто в среде молодежи знает, что Москву защищали в том числе части Панфиловской дивизии, которая была сформирована в Алма-Ате. Почему бы не снять новый фильм об этом? А еще стоило бы рассказать, как вместе строили Байконур, поднимали целину. 

Нас до сих пор связывают тысячи нитей. И с уходом одного-двух поколений они не должны быть утрачены. 

Беседовала Элла Таранова. 

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Марат Шибутов: «Это далеко не последний террористический акт, направленный по религиозным мотивам против евреев»
Может настать время, когда придётся спасать от беженцев тех, кто ратует за их приём
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером