Машиностроение – в приоритете

1017 просмотров
0
Среда, 19 Мар 2014, 00:00

Машиностроение – в приоритете

В январском Послании народу страны Президент РК поручил правительству разработать проект Второй пятилетки государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) на 2016-2019 годы. Недавно Национальная палата предпринимателей Казахстана внесла на рассмотрение 61 инвестиционный проект по развитию машиностроения. 

По данным АО «Казахстанский институт развития индустрии» (КИРИ), объем производства машиностроительной продукции с 2001 по 2012 годы вырос от 66 до 657,2 миллиарда тенге, в 2013 году он составил 840 миллиардов тенге, тем самым показывая рост более чем в 12 раз. В то же время, в соответствии с программой развития машиностроения к 2015 году объем производства отрасли планировалось довести до 588 миллиардов тенге. Этот показатель удалось выполнить досрочно. По прогнозам экспертов, уже в текущем году он превысит один триллион тенге.

Такие темпы роста, а также введение дополнительных мер господдержки, в целом, позволяют прогнозировать рост годовых объемов производства в машиностроении до двух триллионов тенге по итогам второй пятилетки ГПФИИР.

Наряду с этим, как отметил в депутатском запросе к Премьер-министру РК депутат Мажилиса Мейрам Пшембаев, импорт продукции машиностроения составил в 2012 году 21,5 миллиарда долларов США, превысив свое производство ровно в 5 раз. Он ежегодно составляет порядка 42 процента от всего объема импорта Казахстана.

«Недавно, на презентации проектов Карты индустриализации, Глава государства указал на то, что, в первую очередь, нужно развивать те отрасли, где можно обеспечить высокую конкурентоспособность. Одной из таких он назвал сектора машиностроения. Президент также обратил внимание на необходимость не только поддерживать высокий темп роста в традиционных секторах, но и обеспечить их специализацию на переработке продукции. Сегодня не более 10 процентов отечественных машиностроителей производят конечную продукцию», - отметил депутат.

В этой связи он предложил в программе второй пятилетки ГПФИИР предусмотреть мероприятия, направленные на поддержку и активизацию бизнес инициатив в машиностроительной отрасли.

При вводе в эксплуатацию новых предприятий по выпуску новой машиностроительной продукции, которая ранее не производилась в стране, предусмотреть: субсидирование 30 процентов банковского займа, взятого предпринимателем на создание нового производства; освободить от таможенных пошлин и сборов ввозимых материалов, необходимых для возведения нового предприятия; ввести 5-летние налоговые каникулы с даты ввода предприятия в эксплуатацию, тем самым адаптировав лучшие практики мер господдержки, которые много лет эффективно используются в развитых странах.

«Дальнейшее усиление господдержки машиностроения позволит увеличить количество новых предприятий, особенно среди малого и среднего бизнеса. Они могут создать целую инфраструктурную сеть производства готовой продукции для крупных заводов. Безусловно, это увеличит количество рабочих мест и занятость населения, потянет за собой активную бизнес-молодежь, переориентирует учебные заведения на выпуск соответствующих специалистов. Такие меры также повысят инвестиционную привлекательность и привлекут зарубежных инвесторов. Совместно с ними отечественные машиностроители будут заинтересованы создавать совместные производства. Это откроет и возможности для трансферта новых технологий и новых знаний в отрасли машиностроения», - предложил депутат, добавив, что в конечном итоге машиностроение как одна из лидирующих отраслей промышленного производства в рамках ГПФИИР получит сильный импульс для своего развития и послужит дальнейшему росту экономики страны и благосостояния казахстанцев.

Новые инициативы НПП

Как сообщила ИА BNews.kz заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК (НПП), доктор экономических наук Екатерина Никитинская, именно машиностроение характеризует степень зрелости страны и уровень интеллектуального развития общества. К слову, в советский период в нашей стране насчитывалось порядка 1800 крупных и средних машиностроительных предприятий.

По словам Екатерины Никитинской, одним из основных факторов, влияющих на рост производительности в машиностроении, является запуск новых производств. Так, с 2010 года по 2013 год в Казахстане было запущено 58 проектов в машиностроении на общую сумму инвестиций 196 миллиардов тенге. Доля продукции, произведенной предприятиями в рамках Карты индустриализации Казахстана, от общего объема производства машиностроения в 2013 году составила 16 процентов. В стране освоены такие новые виды продукции, как легковые и грузовые автомобили, локомотивы (тепловозы и электровозы) грузовые и пассажирские вагоны, индустриальные аккумуляторы, спецтехника и др.

Заместитель председателя правления НПП отметила, что Национальная палата предпринимателей Казахстана намерена активно участвовать в реализации второй пятилетки Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2015-2020 годы, в рамках которой машиностроение обозначено в качестве основного приоритета.

«В настоящий момент Палата вынесла на рассмотрение правительства 61 инвестиционный проект на общую сумму более 327 миллиардов тенге. В их числе строительство автозавода в г. Усть-Каменогорске, который будет производить 120 тысяч автомобилей в год, а также технопарка по производству автокомпонентов. В Семее планируется выпускать автобусы на сжатом природном газе, в Петропавловске – наладить производство автоматизированных систем экологического мониторинга и состояния окружающей среды, а также систем управления железнодорожным транспортом на основе радиоканала с использованием радиостанций РВС», - отметила она.

По ее словам, также в Северо-Казахстанской области предлагается выпускать поршневые и плунжерные насосы для нефтедобывающей и горнодобывающей промышленности, в Кокшетау откроется казахстанско-белорусский индустриально-технический парк сельскохозяйственной и коммунальной техники, в Атырауской области планируют производить тяжелые и крупногабаритные виды продукции, здесь же будет создано совместное казахстанско-итальянское предприятие по производству фланцев. В Алматы намечено строительство современного машиностроительного завода по производству емкостного оборудования и металлоконструкций в соответствии с международными стандартами.

Впрочем, как подчеркнула Екатерина Никитинская, работа над программой индустриализации второй пятилетки – это повод рассмотреть целый ряд вопросов концептуального характера. Так, в Казахстане отсутствуют современные базовые производства заготовок и комплектующих (литье, поковка, штамповка, метизы, металлорежущий инструмент), а также изделий общемашиностроительного применения (редукторы, гидроприводы и гидроавтоматика, электродвигатели и т.д.) для нужд машиностроения в целом.

Как рассказала заместитель Председателя Правления НПП, поковками занимаются в кузнечном цеху ТОО «Миттал Стил Темиртау» и АО «Алматинский завод тяжелого машиностроения». Штамповкой занимаются многие заводы, в основном только для собственных нужд.

Как отметила Екатерина Никитинская, учитывая специфику промышленных предприятий Карагандинской области, Национальная палата предпринимателей предлагает организовать отечественное производство чугунного, стального и цветного литья, поковок и изделий общемашиностроительного применения, и, в первую очередь, редукторов.

«Министерство индустрии и новых технологий совместно с Национальной палатой предпринимателей может проработать вопрос организации производства чугунного, стального и цветного литья общим объемом до 200 тысяч тонн на машиностроительных предприятиях Карагандинской области – ТОО «Карагандинский машиностроительный завод им. Пархоменко и Карагандинском литейном заводе-филиале ТОО «Корпорация Казахмыс». На базе ТОО «Миттал Стил Темиртау» возможно организовать производство изделий общемашиностроительного применения, редукторов на базе создаваемого холдинга машиностроителей», - рассказала заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей.

Отрасль нуждается в корректировке

Екатерина Никитинская также акцентировала внимание на следующей проблеме. По ее словам, в республике существует острый дефицит необходимого количества сертификационных центров и испытательных лабораторий в сфере машиностроения, в то время как в России и Беларуси данная сфера существенно развита. В результате отечественные машиностроительные предприятия вынуждены проводить обязательную сертификацию выпускаемой продукции в центрах и лабораториях этих стран, что влечет для них как дополнительные финансовые затраты, так и временные издержки. Кроме того, возникает угроза административных проволочек по выходу казахстанской производимой продукции на рынок Таможенного союза.

По ее словам, отсутствует системный подход к организации разработки новой конструкторско-технической документации для производства машиностроительными предприятиями современных видов продукции. Вся загвоздка в том, что у отечественных предприятий нет достаточных собственных финансовых средств на разработку и заказов со стороны государства и национальных компаний, а также специальных льгот для исполнителей научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

По ее мнению, отраслевые конструкторские бюро, занимающиеся разработкой и приобретением технической (технологической) документации, созданием макетов и опытных образцов, проведения испытаний и сертификации, должны финансироваться из бюджета, также исполнителям научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок необходимо предоставлять льготы.

Как отметила Екатерина Никитинская, имеет место отсутствие координации работы между Министерством сельского хозяйства и Министерством индустрии и новых технологий по определению потребности в сельхозтехнике и оборудовании, а также недостаточность мер государственной поддержки для отечественных производителей сельхозтехники в рамках программы «Агробизнес – 2030».

«Следует рассмотреть возможность включения в программу «Агробизнес - 2030» мер государственной поддержки отечественным производителям сельхозтехники, в виде приобретения в лизинг сельскохозяйственной техники у отечественных товаропроизводителей на льготных условиях на 2-3 процента ниже, чем у иностранных товаропроизводителей через АО «КазАгроФинанс», льготного кредитования модернизации предприятий производящих сельскохозяйственную технику, кредитование оборотного капитала в размере 40 процентов от общей потребности», - пояснила заместитель председателя правления Нацпалаты предпринимателей.

Также, по ее мнению, существенно тормозит развитие отечественного машиностроения применение высоких тарифов на электроэнергию для промышленных предприятий.

В связи с этим, как отметила Екатерина Никитинская, Министерству индустрии и новых технологий совместно с Агентством по регулированию естественных монополий в ближайшей перспективе необходимо проработать вопрос снижения тарифа на электроэнергию для машиностроительных предприятий в вечернее время до уровня дневного тарифа и отмены платы за подключение к электроэнергетическим сетям, а также за увеличение потребляемой электроэнергии (от условной нормы).

Другая проблема – в Казахстане отсутствует производство индустриальных масел, в том числе трансформаторных. Между тем ежегодная потребность в них составляет 400 миллионов долларов США.

По словам заместителя председателя правления НПП, Министерству нефти и газа совместно с Министерством индустрии и новых технологий следует уже в текущем году проработать возможность организации производства индустриальных масел на базе казахстанских предприятий.

Для справки.

По данным АО «КИРИ», в среднесрочной перспективе в мировом машиностроении будет происходить усиление позиций развивающихся стран, особенно Китая. Общий объем произведенной машиностроительной продукции возрастет с 530 миллиардов долларов в 2010 году до 930 миллиардов долларов к 2025 году, что соответствует ежегодному приросту в 3,8 процента.

 

Автор:Айжан БЕКТАСОВА

 

Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане снижаются инфляционные ожидания, а тенге укрепляется
Эксперты прогнозируют паузу в изменении базовой ставки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента