"Казахская кровь" и "русское казачество"

7186 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 20 Мая 2023, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Представители современного казачества часто пытаются представить себя чуть ли не какой-то особой нацией. Словно забывая о том, что во времена Империи всё определялось лишь конкретной принадлежностью казаков к совершенно конкретному служивому сословию.

Читайте также
Кто из казахов дослужился до высшего чина в царской армии

"Казаки составляют одно из состояний Российской Империи, обладающее особыми правами и преимуществами. В антропологическом отношении К. не представляют какого-либо обособленного типа, принадлежа отчасти к великороссам, отчасти к малороссам, с большей или меньшей примесью крови тех аборигенов, на чьих землях они обосновались".

Это авторитетное утверждение БРОКГАУЗА-ЕФРОНА свидетельство того, как всё обстояло в старой России. Про "примесь крови аборигенов" и хотелось бы поговорить ниже.

Казаки-казахи (калмыки, мордовцы, китайцы, греки, ногайцы и пр.)

К примеру - в Сибирском казачьем войске, кроме традиционных украинцев (6 %) и белорусов (3 %), 1% казаков составляли этнические казахи, 1% - татары, а число мордвы превышало 5%. Кроме того, тут числились черемисы, чуваши, пермяки, вотяки, зыряне и пр. В Уральском войске кроме татар состояло 6 тысяч башкир и 1 тысяча калмыков. Казахи встречались и в составе Оренбургского войска.

А в Семиреченское казачье войско, одно из самых молодых, в 1869 году было зачислено 400 китайских эмигрантов из числа маньчжуров, калмыков и солонов. Это - те казачьи "войска", деятельность которых непосредственно связана с территорией нынешнего Казахстана и которые чаще других соприкасались с казахами.

И всё это исторически закономерно. Практика полиэтнического формирования казачьих войск, призванных охранять протяжённые и перманентно беспокойные рубежи юга России, изначально, традиционно и повсеместно опиралось на широкое привлечение местных жителей. Запорожцы явились ядром Донского казачества. В Забайкальском войске значительное число казаков происходило из бурят. (Достаточно вспомнить легендарного Дондока ИРИНЧИНОВА – самого верного спутника ПРЖЕВАЛЬСКОГО, сопутствовавшего ему во всех его четырёх экспедициях.)

Читайте также
Валиханов в Кашгаре: главная причина опасного предприятия таилась в "пакете Шлагинтвейта"

Более того, в России существовали казачьи войска, целиком состоявшие из "инородцев". К примеру – Ставропольское калмыцкое войско (позже целиком вошедшее в состав оренбургского казачества). Или одно из старейших в России - Башкирско-Мещерякское войско, зарекомендовавшее себя в русско-турецкий войнах екатерининских времён. Или Крымское татарское войско. Или Албанское, составленное из греков и албанцев, служивших в русском флоте во времена войны в Архипелаге. А среди временных казачьих частей засветились польско-литовские и ногайские полки, туркменский конный дивизион и даже китайский туземный отряд, сформированный во время русско-японской войны 1905 года.

А как по матери?

Ещё один немаловажный момент, который важно учитывать при определении этнического состава "русских казаков" - их изрядная метисация. При описании казачества, тесно связанного с Киргизским краем, исследователи часто говорят об "особом областном этнографическом типе". Вот, что пишет об этом "типе" один из наиболее авторитетных знатоков Казахстана начала XX века А. Н. СИДЕЛЬНИКОВ:

"Кто были родоначальниками его – установить трудно, так как первые русские колонисты представляли сброд вольницы; несомненно, что среди нея были и великоруссы, и малоруссы и поляки. С первых же лет появления в крае они вошли в тесное соприкосновение с инородцами – татарами, киргизами и калмыками, неизбежным результатом чего явилась метисация, перемены в образе жизни, привычках, нравах и т. д.; все это, конечно, оставило глубокий след как на физическом облике, так и на всём складе жизни…"

Очень характерный пример "областного типа" – типично азиатский облик одного из героев Белого движения - Лавра КОРНИЛОВА, родившегося в Усть-Каменогорске в семье отставного хорунжего Сибирского казачьего войска и "простой казашки из кочевого рода".

Читайте также
Соколиный глаз из Великой степи: почему в XIX веке казахов сравнивали с индейцами

Ещё один устойчивый миф о казачестве состоит в том, что все казаки поголовно, независимо от национального происхождения, были православными христианами. Но вот ещё одна выдержка из Энциклопедии Брокгауза-Ефрона, повествующая о настоящем положении дел в национальном составе казачества:

"Христиан к 1 янв. 1893 г. числилось 4 803 427 (более 88%), нехристиан — 640 511 (менее 12%). В числе христиан было: православных — 4 400 779, единоверцев — 54 796, раскольников — 250 908, лиц других исповеданий — 100 744 чел. В числе нехристиан: евреев — 22 151, магометан — 564 138, язычников — 56 242 чел".

Известно, что среди казаков Сибирского войска количество исповедующих мусульманство составляло в разное время от 3% до 4%.

В чем сила, брат?

Таким образом, достаточно пёстрая по происхождению казачья часть населения Империи, пожалуй, несмотря ни на что могла считаться наиболее восприимчивой к чужим культурам. Потому не следует огульно рассматривать казачество и в качестве элемента какого-то воинствующего культуртрегерства. Скорее – напротив.

"Влияние киргизского языка сказалось непосредственно: с малых лет большинство казаков … говорят свободно по киргизски и даже употребляет его в обиходной речи… Повседневным костюмом можно считать бешмет или халат киргизского образца… На голове – меховые шапки татарского покроя, иногда и киргизский малахай… Он знает обед из одного блюда – мясной похлёбки /чаще из баранины/…".

Эти цитаты, характеризующие сибирских казаков - из наиболее авторитетного географического справочника начала прошлого века.

Чтобы дополнить картину, помещаю фотографии из того же издания (Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Том XVIII. Киргизский край) – на них те самые "русские казаки".

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Метания правительства: реформа или откат к ручному управлению?
Экстренные меры по стабилизации экономики перечеркивают логику заявленных преобразований
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента