Казахстан и Россия делят газохимический комбинат

3758 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Среда, 20 Июл 2016, 09:00

Практически с нулевым результатом завершилась на минувшей неделе встреча в Астане министров иностранных дел пяти прикаспийских государств

На ней, как ожидалось, должна была быть согласована и подготовлена к подписанию главами государств Конвенция о правовом статусе Каспийского моря.

«Мы договорились ускорить взаимодействие по выполнению уже имеющихся секторальных соглашений и постараться подготовить дополнительные документы, которые являются предметом переговоров», – так дипломатично прокомментировал итоги встречи министр иностранных дел России Сергей ЛАВРОВ.

Не успело это интервью выйти в эфир телеканалов, как заместитель министра иностранных дел Ирана Эбраим РАХИМПУР заявил информационному агентству Fars News, что Иран не согласен на 13-процентный сектор Каспийского моря: «Исходя из общих формул и морских законов, доля Ирана составляет 13%, но Тегеран не присоединился к Конвенции ООН 1982 года по морскому праву и считает, что Каспийское море является озером, которое имеет свои собственные условия деления». По словам замминистра, деление Каспия на основании очертаний его берегов не отвечает интересам Ирана.

И в этот же день, не дожидаясь окончания переговоров по определению статуса Каспия, ведущихся уже на протяжении 24 последних лет, Казахстан ратифицировал протокол к соглашению с Российской Федерацией о разграничении дна северной части Каспия. Соответствующий закон подписал глава государства Нурсултан НАЗАРБАЕВ. Этот протокол создает правовую основу для совместной разработки морских месторождений нефти и газа, расположенных на срединной линии моря между Россией и Казахстаном.

Одним из таких месторождений является газовое месторождение Хвалынское, расположенное в северной части Каспия, в 250 км от Астрахани, балансовые запасы газа на котором составляют 322 млрд кубометров. Месторождение также содержит более 40 млн тонн извлекаемых запасов нефти и газоконденсата. Для разработки месторождения российское ОАО «ЛУКОЙЛ» и казахстанский «КазМунайГаз» на паритетной основе создали совместное предприятие «Каспийская нефтегазовая компания». Позже КМГ продал половину своей доли в проекте французским компаниям Total и GDF Suez.

Однако разделить морские границы между двумя странами оказалось проще, чем поделить будущие доходы от разработки трансграничного месторождения.

По словам казахстанского вице-министра энергетики Асета МАГАУОВА, «экономика «Хвалынского» в достаточно сложном положении, потому что цена на газ достаточно низкая, и две стороны сейчас проводят оценку, как найти наиболее привлекательные рынки для сбыта газа идти ли в сторону РФ, или посмотреть другие экспортные направления, которые позволят максимизировать выручку».

Камнем преткновения стал газохимический комбинат стоимостью 4,5 млрд долларов, который необходимо построить на суше для очистки и переработки хвалынского газа. Учитывая, что наиболее вероятным рынком для него станет Китай, с точки зрения транспортных маршрутов логично было бы строить перерабатывающий комплекс в Атырауской области Казахстана. Так, в принципе, и задумывалось изначально. Однако с некоторых пор «ЛУКОЙЛ» начал активно лоббировать в качестве площадки для строительства комбината Республику Калмыкия.

Интерес каждой из сторон понятен. Такой крупный завод – это не только миллиарды долларов инвестиций, это еще и рабочие места, и закупки у местных подрядчиков, и налоговые поступления в бюджет на протяжении десятков последующих лет. В нынешних условиях низких цен на нефть сесть на трубу – это «золотое дно», хоть для Атырау, хоть для Элисты!

Однако, учитывая даже не столь продолжительный опыт плодотворного сотрудничества Казахстана и России в рамках Евразийского экономического сообщества, почему-то складывается впечатление, что в конечном итоге победят лоббисты «ЛУКОЙЛа», и завод начнут строить в Калмыкии, а не у нас. Или нет?

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента