Китайские акционеры разочаровались в казахстанских специалистах

72407 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Вторник, 15 Авг 2023, 11:00

Пред-ТЭО расширения Шымкентского НПЗ будут дорабатывать в Китае

"КазМунайГаз" рассчитывал победить дефицит бензина в стране путем реализации проекта расширения Шымкентского НПЗ (ТОО "ПетроКазахстан Ойл Продактс", ПКОП). Его мощность предполагалось увеличить вдвое: с текущих 6 млн до 12 млн тонн в год. Минэнерго согласилось, посчитав это лучшей альтернативой строительству еще одного, четвертого НПЗ в стране. Однако, как сообщил телеграм-канал Energy Monitor, китайский акционер ПКОП - компания CNPC - не одобрил разработанное казахстанской стороной пред-ТЭО проекта. В частности, оно не содержит ответа на два ключевых вопроса: где взять деньги на новую модернизацию, если завод еще не рассчитался за предыдущую? И где брать сырье на переработку, если внутренние цены на нефть будут продолжать оставаться в разы ниже экспортных? Как сообщают источники канала, китайская сторона сообщила, что сама будет дорабатывать пред-ТЭО в течение следующих шести месяцев, а затем будет принято (или не принято) инвестиционное решение.

Читайте также
Как "КазМунайГаз" дотирует посредников и перекупщиков

Что выгоднее стране – очередная модернизация или строительство четвертого НПЗ – мы спросили эксперта в области нефтепереработки и нефтегазохимии Аскара ИСМАИЛОВА.

Аскар, почему все-таки не строительство нового завода, а расширение действующего?

– Наверное, потому что и "КазМунайГаз", и правительство трезво оценивают возможности и компетенции нацкомпании. КМГ такие заводы никогда не строил с нуля, поэтому правительству придется предлагать проект четвертого НПЗ зарубежным инвесторам, у которых есть большой опыт. А вот модернизацией НПЗ КМГ уже занимался… Думаю, комментарии излишни.

Основной довод, который был официально озвучен – что на модернизацию существующего НПЗ будет потрачено меньше времени, средств и имеется в наличии инфраструктура. Но это в теории. На практике ожидания и реальность не совпадают. Давайте по порядку разберемся, является ли модернизация более эффективным решением и закроет ли она потребности страны в ГСМ.

На ваш взгляд специалиста, какие существуют вызовы в модернизации существующих производств?

– Первое, это вопросы безопасности. Те, кто имеет опыт работы "в поле", прекрасно понимают, что работы на brownfield (действующее производство) всегда опаснее, чем greenfield (в чистом поле). И это всегда влияет как на продолжительность работ, так и на их стоимость. Поэтому говорить о том, что модернизация – это проще, чем строительство нового завода, не всегда корректно. Вероятность несчастных случаев на действующем производстве всегда выше, чем работы в чистом поле.

Читайте также
"ЛУКОЙЛ" ушёл с Кумколя

Добавьте сюда возможные выбросы газов, вероятность взрывов и прочее. В международной практике это краеугольный вопрос. Риски там умеют просчитывать и понимают последствия и ответственность перед людьми, а не только перед акционерами. Если цена жизни человека в Казахстане чего-то стоит, то нужно вернуться к рассмотрению вопроса строительства нового НПЗ.

Второе – время. Ожидать завершения модернизации раньше 2030 года не стоит. На практике от стадии пред-ТЭО до полноценного запуска может уйти от 7 до 10 лет. Добавьте сюда сложности коммуникаций, когда есть два собственника из разных стран. Это тоже время. То есть до 2030 года проблему периодически стабильного дефицита ГСМ будут предлагать решать импортом из России. А будет ли поставлять Россия столько ГСМ в обозримой перспективе?

Как мы видим, в текущем году у соседей уже складывается дефицит ГСМ, так как большие объемы идут на экспорт, где цены намного приятнее внутренних российских, не говоря уже о казахстанских. Допустим, россияне будут выручать нас до 2030 года. А что потом? Закроют ли дополнительные 6 миллионов тонн на ПКОП потребность 2030 года в Казахстане? В прошлую модернизацию нам обещали, что дефицита не будет. А он есть. Конечно, можно говорить, что не весь объем модернизации был выполнен. Хотя бы на том же ПНХЗ. Но факт остается фактом: с точки зрения стратегического планирования, модернизация ПКОП – это полумера.

Читайте также
Чем грозят Казахстану атаки на Новороссийск

Нужно также понимать, что 50% от дополнительных 6 млн тонн на ПКОП принадлежит китайской стороне. Куда они направят эти объемы, пока непонятно. Возможно, в Китай. Тогда дефицит ГСМ не решается от слова совсем.

Третье – стоимость. Говорить о том, что модернизация может обойтись дешевле, в реалиях Казахстана, я считаю, преждевременно. И основной вопрос - финансирование. Заемные деньги? Под какие проценты? Например, случай с займом АНПЗ, взятым в российских рублях, показал, как всё может поменяться и какую нагрузку оказывает это решение на финансовые результаты завода. Банкиры – люди хладнокровные и будут учитывать свой интерес в первую очередь, а не вопросы обеспечения ГСМ в стране. Так что скажу в стиле бывшего руководителя соседней страны – денег нет, но вы держитесь!

И, наконец, откуда брать нефть? Уровень добычи в Кызылординской области падает катастрофически. Хорошо, если через 7-10 лет завод в Шымкенте будет получать достаточно нефти для существующих объемов переработки. А тут требуется еще 6 миллионов тонн только на пост-модернизацию. Гипотетически можно предположить, что китайская сторона может привлечь нефть с Кашагана. Какой объем? 1,5-2 миллиона тонн или больше? Этого недостаточно. Да и будет ли китайцам выгодно продавать на ПКОП, если экспортные цены намного выше внутренних для НПЗ?

Плюс нужно будет платить за транспортировку до Шымкента. Будет ли КТК-К в восторге от того, что объемы прокачиваемой нефти снизятся из-за такого разворота? Как на это отреагируют другие партнеры по Кашагану? Интересы многих там могут быть задеты.

Читайте также
"КазМунайГаз" и "Татнефть" не поделили шкуру неубитого медведя

И что вы предлагаете?

– Прорабатывать оба варианта: и модернизацию, и строительство нового НПЗ, и по итогам решить, что лучше для республики. Возможно, строительство нового НПЗ с привлечением международных игроков. Возможно, оба варианта. Пусть КМГ модернизирует ПКОП, а строительство идет своим чередом. А время покажет, какое решение было правильным.

Хочу отметить, что новый завод можно проектировать сразу на объемы 10-12 миллионов тонн в год, а после дополнительно модернизировать, если будет потребность. Излишки ГСМ всегда можно выгодно экспортировать. Посмотрите, как россияне успешно продают топливо в Азиатском регионе. И экспортная цена всегда выше, как и на нефть. А это дополнительные доходы для государства. Жизнь вносит свои коррективы, как показывает практика, а Безумный Макс подсказывает, что бензин будет пользоваться спросом еще долго…

Фото: kazpravda.kz.

Ежедневные нефтегазовые новости и комментарии – в Telegram-канале Олега Червинского "Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии": t.me/oilgazKZ.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Суд над журналистом: где проходит граница частной жизни?
В Алматы рассматривают дело Олега Гусева, обвиняемого в разглашении персональных данных активистки
Комсомольское прошлое и настоящее
Почему обречен на забвение мемориал близ Алматы
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Трехлетний бюджет: Казахстан входит в 2026 год с кучей нерешенных проблем
Экономику держат на плаву за счет новых заимствований и старых схем
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента