Монетизация Шелкового пути

7456 просмотров
0
Ирина БЕКТИЯРОВА
Понедельник, 09 Мар 2015, 10:34

Хоргос - это Джебель-Али для СНГ

Об этом было заявлено в ходе международного инвестиционного форума «Шелковый путь»: создание новых возможностей логистики для торговли между Азией и Европой». Организатором данного форума выступило АО «Национальная компания «Казақстан темір жолы» при содействии глобального морского терминального оператора DP World. В нем приняли участие  руководители и представители более 100 крупнейших логистических компаний и организаций из 15 стран.

СЭЗ с товарооборотом более $300 млрд в год

Когда региональный директор по логистике в странах Европы, Ближнего Востока и Африки Hewlett-Packard (HP) Рональд Клейвегт (Ronald Kleijwegt) заявил на международном инвестиционном форуме в ОАЭ о возможности и необходимости «сделать Казахстан, как Дубай», списала это заявление на трудности перевода английской речи. Уточнила у спикера, что он имел в виду?

- У Казахстана выгодное географическое расположение, как и у города Дубай. Хоргос может выполнять аналогичную миссию, как Джебель-Али в своем регионе, - заверил он, даже не смутившись. Именно в таком качестве рассматривает казахский Хоргос мировой бренд в сфере информационных технологий.  Г-н Клейвегт подробно объяснил, почему это именно так. Но об этом позже. Сначала о Джебель-Али.

Крупнейшая свободная экономическая зона Джебель-Али (Jebel Ali Free Zone, JAFZA) находится под управлением глобального оператора «Dubai Port World» (DP World). Здесь на территории 57 тысяч квадратных метров зарегистрировано более 9 тысяч компаний. Все они осуществляют свою деятельность в режиме отсутствия контроля за движением капиталов и распределением прибыли, возможностью привлекать рабочую силу из-за рубежа. Компании на 150 лет освобождены от уплаты подоходного налога и НДС.

И это дает результаты. Товарооборот через СЭЗ в прошлом году превысил $300 млрд. В Джебель-Али производится более 25% внутреннего валового продукта Эмирата Дубай. СЭЗ располагает обширной терминальной сетью в 25 странах по всему миру. Общий грузооборот зоны в прошлом году составил более 60 млн TEU (двадцатифутовый эквивалент –ДФЭ). Здесь расположены 966 складов, и кипит жизнь.

Всего здесь 29 морских причалов. Тот, который показали казахстанцам, в несколько раз больше нашего морпорта Актау. Его территория позволяет складировать 25 тысяч автомобилей одновременно, которые затем отправятся к своим будущим владельцам по всему миру. Есть даже свой сахарный завод, который напрямую отправляет продукцию потребителям.

А еще здесь планируют построить первую на Аравийском полуострове железную дорогу. Не исключено, что арабам потребуется казахский опыт железнодорожного строительства в условиях песчаных барханов. Такими советами с ними поделится руководитель службы технадзора АО «KTZ Express» Алий Карабалин, построивший сухой порт в Хоргосе и ветку Жетыген-Хоргос, и другие.

Wi-Fi в плюсе, таможня в минусе

В Джебель-Али не отправляют экскурсии, не позволяют вести фото- и видеосъемку. Для казахстанской делегации сделали исключение.

- Нам важно понять, как устроены терминалы, как подведены коммуникации, как осуществляется электропитание объектов, - поделился директор проектно-изыскательского института ТОО «Казахский Промтранспроект» Владимир Головин. На первом же объекте он пытался поставить в тупик сотрудников зоны, выясняя, есть ли в терминале Wi-Fi, которым интересуются будущие клиенты Хоргоса. Оказалось, с этим в Джебель-Али нет проблем. Как и со многим другим. Нет ничего невозможного для производителей Swarovski, Sony, LG, Samsung, Nissan, Procter&gamble, Louis Vuitton, множества других мировых брендов, которые имеют представительства в этой зоне. Единственно, чего они лишены – таможенного контроля. Территория представляет собой единую таможенную зону, в которую товар можно завести по морю, а затем отправить в аэропорт, расположенный в 10 километрах. Выезжать за пределы free zone не потребуется, а значит, можно избежать лишнего контроля. Между тем в Дубае уже строится новый международный аэропорт «Аль-Мактум», который обещает стать самым оживленным транспортным коридором в мире.

В СЭЗ «Хоргос» строительство аэропорта пока не заложено...

Установление партнерских отношений СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» с «Джебель-Али» с её обширной  клиентской базой, оперированием на мировом рынке формирования грузов, опыт применения современных логистических решений будет способствовать успешному запуску сухого порта СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» на юго-востоке Казахстана.

- Мы рады возможности поделиться компетенциями в наших портах и логистическим опытом с казахстанскими руководителями компаний СЭЗ «Хоргос» и морпорта Актау. Это поможет Казахстану развивать современные логистические хабы, являющиеся локомотивами экономического развития и усиления торгового транзитного потенциала региона, - подчеркнул главный исполнительный директор DP World Мухаммед Шараф.

Smart–технологии для нового Шелкового пути

Руководитель компании, работающей на пяти континентах, доволен тем, что возрождается древний Шелковый путь.

- Казахстан находится в нужном месте в нужное время, - считает г-н  Шараф. - Специальные зоны в Хоргосе и морском порту Актау имеют большую перспективу для налаживания связей Востока с Западом и Севера с Югом. Это не только возрождение  Шелкового пути, но и его модернизация.

Руководитель DP World при этом особый акцент сделал на важности внедрения новых технологических решений для и заявил о готовности делиться технологиями с казахстанскими партнерами.

В соответствии с ранее подписанным соглашением между DP World и КТЖ международный логистический оператор оказывает управленческие консультативные услуг по развитию СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и морпорта Актау, а также создает новые логистические решения для мировых компаний. В конце прошлого года большая группа DP World провела исследование деятельности морпорта Актау и сделала более 90 рекомендаций для совершенствования бизнеса различных подразделений порта. Внедрение рекомендаций уже отражается на операционной деятельности. Порт Актау становится современной динамично развивающейся системой с логистической направленностью, ведущей каспийской гаванью региона.

Партнеры СЭЗ «Джебель-Али» заявляют о заинтересованности в  развитии Шелкового пути и выходе своего бизнеса на Хоргос.

Хоргос – восточные ворота

15 лет назад  HP рассматривала Дубай в качестве ворот в страны Персидского залива. Сейчас Казахстан рассматривают как альтернативные ворота.

HP может доставлять грузы до Казахстана, а затем осуществлять дистрибуцию в близлежащие регионы. Партнерство с DP World и Хоргосом даст возможность создать новые маршруты на рынки России, других стран СНГ, Афганистана, и в будущем в Турции и Ближнего Востока.

- Хоргос может стать крупным логистическим центром для стран СНГ. Поэтому сравнение Хоргоса с Джебель-Али корректно. На Хоргосе можно отработать такой же алгоритм развития, - уверен менеджер HP.

Сегодня многие производители переместились в Китай и Центральную Азию. HP фокусирует свое внимание в сфере производства на восточном побережье Китая, особенно в Чунцине. В 2011 году компания запустила пилотный проект контейнерного поезда Чунцин-Дуйсбург, транспортируя свою продукцию из Китая в Европу через Казахстан. С 2011 из Чунциня  отправили около 50 тысяч 40-футовых контейнеров. В настоящий момент отправляют 3-4 поезда в неделю.

- Это не пилотный проект, а эффективное решение в сфере железнодорожного транспорта. К концу этого года сможем  делать несколько перевозок в день, - отметил Рональд Клейвигт.

Компания особо отмечает изменения, которые после запуска ЕАЭС помогают в короткое время на границах между Россией, Казахстаном и Беларусью провести таможенные процедуры. Снижается количество бумажной документации, идет переход к электронным решениям. В компании ожидают, что в ближайшем будущем будут работать без бумаги.

К другим методам повышения эффективности, которые способствуют  снижению стоимости ж/д перевозок, а значит их привлекательности, относится транспортировка грузов в контейнерах с климат-контролем. Именно в таких в декабре прошлого года совместно с KTZ Express был осуществлен удачный пилотный проект Rail-Air. Тогда чувствительную к температурам технику привезли по железной дороге из Китая до Алматы. А затем погрузили на самолет и отправили в Европу. Это оказалось значительно быстрее, чем морские и просто железнодорожные перевозки. И существенно дешевле авиатранспортировки. Скорость доставки на расстояние 9900 километров составила всего 7 дней!

Сейчас прорабатываются с Дубаем, компанией KLM и KTZ Express новые коридоры, которые дадут возможность связывать аэропорт Алматы через Дубай с Латинской, Северной Америкой и другими регионами.

Не приукрашивайте действительность. Она хороша!

- Уберите цветочки со слайдов моей презентации! На Хоргосе нет деревьев, - требовал генеральный директор оператора сухого порта СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» - ТОО «KTZE – Khorgos» Карл Гейсен. Он считает - не стоит приукрашивать реальность.

Тему своей презентации он обозначил глобально – Евразийский транзитный коридор превращается в ТрансЕвроАзиатское направление.

- Хоргос является не просто точкой на карте, он станет перспективным направлением на Шелковом пути.

Сегодня это специальная экономическая зона. Здесь создаются сухой порт, логистическая и промышленная зоны. О масштабах его говорит то, что сухой порт расположится на 150 гектарах, здесь прокладываются 8 веток железнодорожных путей, из которых 4 по узкой китайской колее и столько же по широкой казахстанской. Хоргос будет соответствовать международным стандартам сухих портов с точки зрения операционных процедур, программного обеспечения рабочих мест и терминалов. Ориентир взят на лондонский gateway. Ноу-хау зарубежных коллег уже применяются на проекте.

Строительство здесь началось 6 месяцев назад. 25 декабря прошлого года первый контейнерный поезд зашел на территорию gateway. В апреле этого года будут доступны офисы для компаний. В мае начнется тестирование терминала. На следующей стадии проекта откроется мультифункциональный склад, который станет настоящим хабом. Первый контейнер здесь ждут в июле.

- 15 июля – моя целевая дата. Сухой порт будет готов к работе для бизнеса. В мае 2016 года стартуют промышленная и логистическая зоны. Поэтому уже к концу 2015 года будем готовы для инвестиций. В следующем году в мае через этот проект можно будет получить вход на рынок Казахстана и других стран СНГ, - утверждает генеральный директор «KTZE – Khorgos».

Законодательство Казахстана предусматривает в СЭЗ налоговые льготы, таможенные привилегии, облегченные процедуры для получения рабочих виз иностранной рабочей силы.

- Полная поддержка start-app. Юрисдикция будет облегчать жизнь потенциальным инвесторам. Управляющая компания поможет выходить на этот рынок региона Алматы, - заверял Карл Гейсен потенциальных инвесторов. - Если покажете, что у вас есть деньги, обеспечим облегченный вход для новых игроков на перспективный рынок.

 По оценке участников дубайского форума, этот проект может поменять всю философию транзита. В следующем году у инвесторов появится новый перспективный рынок.

Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Метания правительства: реформа или откат к ручному управлению?
Экстренные меры по стабилизации экономики перечеркивают логику заявленных преобразований
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента