О какой Алма-Ате мечтали 40 лет назад

8926 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Воскресенье, 23 Окт 2022, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

На снимке: Алма-Ата, 1984 год. Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. 

Читайте также
1960-е. Вот вам идеальный "город для пешеходов". В 1962 году в Алма-Ате было всего 14 тысяч автомобилей

Будущее родного города всегда живо возбуждало горожан. 40 лет назад, когда наша "красавица Алма-Ата", которая обоснованно рассматривалась не только алмаатинцами, но и всеми казахстанцами как "сама мечта", испытывала особое возбуждение. Недавно принятый очередной план развития города мягко оконтуривал силуэт той столицы Казахстана, в котором нам предстояло встретить новое тысячелетие. Эпоху, казавшуюся столь далёкой, столь прекрасной.

Какой же должна была прийти к XXI веку Алма-Ата? Что думали про это составители "Генерального плана развития Казахстана до 2000 года" и генплана развития Алма-Аты, экономисты, учёные и строители? О чём мечтали и дискутировали в далёком 1982 году?

Расширять или переносить?

Единого мнения экспертов относительно развития Алма-Аты не существовало. Рьяно спорили, в том числе про расширение площади города и увеличение количества его жителей. Одни считали, что не надо сдерживать рост. Строить и строить. В СССР в те годы не видели в этом никакой беды – в стране существовало 23 города миллионера (Алма-Ата как раз вошла в их клуб), а на подходе маячило ещё 6-7.

Вторая точка зрения (за которой стоял Институт экономики) призывала к тому, что необходимо удерживать город от дальнейшего разрастания. Один из главных аргументов - опасная сейсмичность городской территории. Хотя возводимые тогда здания выдерживали 9 баллов в экспериментальных условиях, кто знает наверняка, что произойдёт при реальных толчках, соразмерных с теми, что испытал Верный в 1887 и 1911 годах?

Читайте также
1980-е: явление Казгуграда. Почему учиться в университете было в те годы и престижно, и почётно, и перспективно

Кстати, уже в те годы поговаривали про необходимость решения проблемы кардинально. Путём переноса столицы. Но не в Целиноград, а в Караганду.

Ещё одним аргументом "против" считалась… экология!

Как очистить воздух над городом?

Экологическая ситуация в Алма-Ате, причинами которой среди прочих были плохая "проветриваемость" и застойность воздуха, уже тогда не только била оскомину, но и считалась критической. Городская атмосфера кряхтела на пределе по допустимой концентрации вредных веществ.

Знатоки утверждали, что на улице "50-летия Октября", к примеру, в лопухах следы свинца, брома, цинка "содержались в промышленных масштабах". Об этом говорили, ссылаясь на авторитет академика-химика Дмитрия Владимировича СОКОЛЬСКОГО.

Главными виновниками загрязнения городского воздуха в те годы считались многочисленные котельные, дымившие везде и всюду. Но тут как раз виделся проблеск оптимизма. Ожидалось, что ввиду перевода городского отопления на централизацию, этот источник загрязнения иссякнет в ближайшие 3-4 года. Многого ждали и от газопровода из Узбекистана – он уже принёс к тому времени "голубое топливо" в столицу Казахстана, но был загружен всего на 40-50% от своей мощности.

Читайте также
1996-й. Начало ночной жизни в Алма-Ате. Новые клубы для "новых" людей

Вторым виновником порчи воздуха уже в те годы считался транспорт. Вопросы с общественным транспортом собирались решить так же кардинально. Хотя и не так быстро - к 2000 году. Заменив крупные автобусы на скоростные трамваи и увеличив число маршрутов экологически чистого электротранспорта. Предполагалось, что к 1990 году в городе будет 30 маршрутов троллейбусов, а к 2000 – 50 маршрутов трамваев. Свою лепту должно было внести и метро, решение о котором было уже принято на самом высоком уровне и которое, несмотря на ожидаемые сложности с постройкой (мягкие грунты и сейсмичность), предполагали ввести чуть ли не к 1990 году.

Вопросы уже тогда вызывал личный автотранспорт. Алмаатинские улицы, по мнению озабоченных специалистов, не способны были пропускать большой поток машин. И достойного выхода не видели. (И это в пору, когда в личном пользовании алмаатинцев находилось всего 60 тысяч автомобилей и мотоциклов!)

Массу претензий предъявляли и к градостроителям, которые упорно перегораживали город высокими зданиями, препятствующими притоку свежего воздуха с гор. Обсуждение и критика уже в те годы не приносили коренных перемен в гармонизацию городской застройки.

Границы расширения

Ещё одним доводом противников расширения был аргумент, что городу попросту "некуда расти". На западе лежали отличные орошаемые земли. Более ценные для развития сельского хозяйства, нежели под застройку. Предлагалось их не застраивать, а напротив, освобождать. Дискутировался, к примеру, перенос на новое место Бурундайского сахарного завода, что позволило бы освободить земли под посевы свёклы.

Читайте также
Алма-Ата: потери, которые продолжают раздражать горожан

То же самое наличие ценных плодородных земель сдерживало расползание города и на восток. Строительство на север упиралось в проблему сейсмичности: считалось, что там ("ниже" ул. 50-летия Октября) проходил мощный разлом. Самым комфортабельным районом для новой застройки рассматривались земли к югу, за улицей Сатпаева. Но и тут размеры экспансии упирались в естественную границу – горные сады знаменитых совхозов.

Возникали вопросы и к демографии. Число жителей в Алма-Ате составлял тогда миллион с хвостиком. Население увеличивалось в год на 18-20 тыс. За счёт механического прироста к 2000 году в городе должно было проживать 1,4-1,5 млн чел. Предполагалось, что на 1 млн 500 тыс. рост населения остановится сам собой.

"Новая Алма-Ата"

Многие экономисты были уверены, что в Алма-Ате не стоит строить крупных предприятий. В Алма-Ате перспективней было развивать сферу услуг. А крупные заводы и фабрики…

Их предлагалось убрать подальше. В город-спутник, который предполагалось построить на северном берегу Капчагая в районе 3-й бригады совхоза Чингельды (Новая Алма-Ата), в 110 километрах от столицы. Для оттока населения из новоиспечённого мегаполиса. Там, за Капчагаем, и сейсмичность 7-8 баллов, там ветра – сколько хочешь, там земли – вволю. В перспективе туда предполагалось запустить скоростные троллейбусы и трамваи, так что расстояние между городом и спутником становилось вовсе не критичным.

Читайте также
Страсти по названию: "Алма-Ата", почему она всё-таки милее "Алматы"?

Промышленная база будущего города должна была включить следующие предприятия:

а) комбинат малолитражных автомобилей;

б) заводы электротехнической промышленности;

в) крупное НПО для обеспечения южного земледелия.

240-250 тысяч человек должны были стать жителями Новой Алма-Аты в первую очередь, столько же – во вторую. Людей предполагалось завлекать "за Капчагай" высокой культурой обслуживания и повышенным коэффициентом зарплат. Амбициозный проект был разработан и… положен "под сукно". До лучших времён.

БАК накормит горожан!

А ещё специалистов заботили грядущие проблемы нарождающегося мегаполиса с водо- и электроснабжением. Положение с электроснабжением должна была исправить Экибастузская ГРЭС. А с водоснабжением подсобить строившийся БАК (Большой алмаатинский канал).

БАК вообще должен был переиначить всё пригородное земледелие. Предполагалось, что его ввод позволит создать в предгорьях несколько новых хозяйств: 8 совхозов должны были организовать в первую очередь, 12 – во вторую. Совхозы затачивались на обслуживание продуктами питания горожан (4 – свиноводческих, 3 птицеводческих, остальные - овощеводства и плодоводства). Прорабатывались перспективы появления "скороспелого животноводства" (свинина, мясо кролика, птица). Серьёзно рассматривалось и развитие среднегорного садоводства. (Однако специалисты уже тогда были уверены в том, что настоящий апорт там расти не будет.)

Читайте также
Алма-Ата уйдёт вслед за Верным

Тем временем к приёму урожаев готовилась и Алма-Ата, где шло строительство "современного и высокооборудованного" овощехранилища. Большие деньги были отпущены на переоборудование старых баз.

Жить будет лучше. И – веселей!

Согласно генплану, норма общей жилой площади на 1 человека должна была увеличиться к 2000 году до 18 кв. м (из расчёта, что общее количество горожан увеличится до 1,4 млн жителей).

А ещё обществом с нетерпением ожидалась долгожданная заявка на проведение Зимней Олимпиады в Алма-Ате. Что предполагало дальнейшее развитие Медео. Строительство большого стадиона в "Орбите". Появление в городе большого количества баров, гостиниц, ресторанов.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Заместитель министра внутренних дел РК
В погоне за прибылью водители интернет-такси без сна и отдыха находятся на дорогах. Не проходят медосмотр, техническое состояние транспорта не проверяется. Подвергают риску жизни людей.
Почему в Алматы уничтожили советские кинотеатры?
Репортажи из прошлого
Авиакатастрофа Fokker-100 Bek Air: пытки вместо следствия?
В Казахстане продолжается громкий судебный процесс
«От мемов до миллионов»: как работа в нейросетях превращается в бизнес
Казахстанский эксперт о том, как ИИ меняет жизнь
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
Петр Своик: «Тарифы в обмен на инвестиции» – это национальное самоубийство
Почему энергетика стала главной проблемой Казахстана
Дропперство по-казахски – легкие деньги обернутся сроком
В Казахстане введена уголовная ответственность за передачу данных третьим лицам
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента