Оскар и злоба дня. Часть 5

3780 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Воскресенье, 16 Фев 2020, 13:00

Как в фильмах – лауреатах Оскара отражалась современная им эпоха

10-е годы нашего века

Второе десятилетие на самом деле еще не закончилось, сейчас идет его последний год. В эти девять лет, 2011 – 2019, вместились восстановление экономики, обострение межрасовых противоречий, массовые убийства то в одном, то в другом штате, избрание Трампа и поляризация американского общества.

Читайте также
Оскар и злоба дня

Открывалось десятилетие триумфом исторической драмы "Король говорит", получившей в 2011 г. призы за лучший фильм, лучшую режиссуру (Том ХУПЕР), лучшую мужскую роль (Колин ФЕРТ) и лучший сценарий (Дэвид САЙДЛЕР). Это история о том, как слабый и неуверенный в себе человек преображается в одного из лидеров нации в непростые для нее времена. Еще дважды академики отмечают фильмы с созвучной идеей. Это "Железная леди", отмеченная в 2012 г. призом за лучшую женскую роль (вторая статуэтка для Мерил СТРИП), и "Темные времена" с Оскаром за лучшую мужскую роль (Гэри ОЛДМАН) в 2018 г. Проблема лидерства и сохранения при этом демократических основ, надо полагать, является сегодня для США более чем актуальной. Забавно, что все три фильма относятся к английской истории. Стал лауреатом еще один фильм из английской истории – "Фаворитка" (2019) с Оскаром за лучшую женскую роль (Оливия КОЛМАН) – про слабую и безвольную королеву Анну.

Беспорядки в Фергюссоне (штат Миссури), протесты против сноса памятников генералам – конфедератам, расстрел в Чарстоне (штат Южная Каролина), убийство полицейских в Далласе (штат Техас) – такого обострения межрасовых противоречий в Америке не было давно. И академики, надо признать, довольно щедро награждали фильмы, посвященные межрасовым отношениям.

Читайте также
Оскар и злоба дня. Часть 2

Первый фильм этого направления – "Джанго освобожденный", получивший в 2013 г. приз за лучший сценарий (Квентин ТАРАНТИНО). Затем идет "12 лет рабства" в следующем, 2014 г., отмеченный статуэтками за лучший фильм и лучший сценарий (Джон РИДЛИ) (напоминаю, речь идет только об основных номинациях). Через три года, в 2017 г., академики дают Оскара за лучший фильм и лучший сценарий (Барри ДЖЕНКИНС, Тарелл Элвин МАККРЕЙНИ) фильму "Лунный свет". В 2018 г. приз за лучший сценарий (Джордан ПИЛ) получает триллер "Прочь", своеобразный парафраз другого оскароносного фильма "Угадай, кто придет к обеду" (1968 г.).

В прошлом году лауреатами становятся "Зеленая книга" - лучший фильм и лучший сценарий (Питер ФАРРЕЛЛИ и др.), и "Черный клановец" - лучший сценарий (Спайк ЛИ и др.).

О долге журналиста, о том, что нельзя бояться бросить вызов могущественной организации и общественному мнению рассказывает фильм "В центре внимания", отмеченный в 2016 г. как лучший фильм и лучший сценарий (Том МАККАРТИ, Джош СИНГЕР). Он рассказывает о разоблачении газетой "Бостон глобал" педофилии среди католических священников.

Против общественного равнодушия и лицемерия выступают фильмы "Даллаский клуб покупателей" и "Три билборда на границе Эббинга, Миссури".

Читайте также
Оскар и злоба дня. Часть 3

"Даллаский клуб покупателей", получивший Оскара за лучшую мужскую роль (Мэттью МАККОНАХИ), рассказывает про больного СПИДом, распространяющего среди себе подобных лекарство, запрещенное к ввозу в страну. "Три билборда на границе Эббинга, Миссури", лучшая женская роль (Фрэнсис МАКДОРМАНД) 2018 года - про мать-одиночку, побуждающую власти расследовать убийство ее дочери.

"Игра на понижение", приз за лучший сценарий (Адам МАККЕЙ, Чарльз РЭНДОЛЬФ) в 2016 г., не столько про финансовый кризис, сколько про то, как ослепленные жадностью люди не желают видеть очевидного.

Список победителей в основных номинациях за последние 9 лет приведен в таблице 9.

Оскар 2020

Десятилетие завершает только что прошедшая 92 церемония вручения премии американской киноакадемии.

Триумфатором стал, во многом неожиданно, южнокорейский фильм "Паразиты". Он победил в четырех номинациях: лучший фильм, лучший режиссер (Пак Чжон ХО), лучший оригинальный сценарий (он же), лучший иностранный фильм. Это первый фильм, снятый не на английском языке и победивший в главной номинации.

Удивительным образом произведение Пак Чжон Хо попало в резонанс с проблемами, волнующими сегодня США. Социальный гротеск, трагикомедия об общественном расколе, размытости моральных границ, когда никто до конца не прав и до конца не виноват - оказался очень созвучным дискурсу американской общественной дискуссии.

Приз за лучшую мужскую роль получил Хоакин ФЕНИКС за фильм "Джокер", за лучшую женскую роль – Рене ЗЕЛЬВЕГЕР за фильм "Джуди", приз за лучший адаптированный сценарий получил Тайка ВАЙТИТИ ("Кролик Джоджо").

Хотя мы говорим только о главных номинациях, но одну из неосновных стоит упомянуть. Оскара за лучший полнометражный документальный фильм получила "Американская фабрика", снятая студией Higher Grounds Productions, принадлежащей Мишель и Бараку ОБАМЕ.

Читайте также
Оскар и злоба дня. Часть 4

Итог

Все-таки Оскара вручают за художественные достоинства, а не за злободневность показанной истории. Предметом художественного осмысления, как правило, становятся проблемы становления личности, взаимоотношения между людьми, между человеком и обществом.

С другой стороны, актуальная в данный момент повестка дня не может не оказать влияние на выбор киноакадемиков. Иногда атмосфера фильма попадает в резонанс с их настроением, иногда впечатляют аллегории на современность, а иногда они оценивают и прямое высказывание о текущих событиях.

"Унесенные ветром", помимо несомненных художественных достоинств, это и предчувствие грядущих потрясений, тем более что война уже шла, правда за пределами США, когда фильм получал своих Оскаров.

"Телесеть" или совсем свежий оскароносец "Паразиты" - это, несомненно, аллегории на современное им американское общество.

"Вся президентская рать", "Повелитель бури" - это прямое высказывание о текущих событиях. Несомненно, их ценность не только в этом, иначе они не были бы художественными произведениями.

Но большинство лауреатов имеет очень опосредованное отношение к современности. Они, все-таки, больше о вечных темах.

Читайте также
Жизнь в эпоху перемен. Часть 1

Бонус: иностранцы на Оскаре

Под иностранцами будем считать фильмы представителей кинематографических профессий, не относящихся к англоязычному миру. Англичане, канадцы, австралийцы, новозеландцы – это не иностранцы. Такой принцип выбран потому, что Киноакадемия делит фильмы на снятые на английском языке или на других языках.

По правилам, в категории "лучший фильм" соревнуются кинокартины длительностью 40 минут и более, в которых не менее 75% фраз произносится на английском языке. Тем не менее известно 10 случаев, когда к конкурсу были допущены фильмы, снятые не на английском языке. Есть еще два пограничных случая.

Первый из них – "Великая иллюзия" Жана РЕНУАРА, участвовавшая в конкурсе в 1939 г. Фильм рассказывает о Первой мировой войне.

Затем в течение тридцати лет правила не нарушались, но для выдающихся иностранных фильмов была придумана номинация "лучший фильм на иностранном языке", в которой награждались в основном, до поры до времени, европейские фильмы.

Но в 1969 г. порядок был нарушен - на премию в этой номинации был выдвинут французский политический триллер "Дзета". Главный приз он, как и последующие фильмы в этом блоке, не получил, но его отметили Оскаром за лучший фильм на иностранном языке.

Читайте также
Жизнь в эпоху перемен. Часть 5

Прошло четыре года и в 1973-м номинируется уже шведский фильм "Эмигранты", драма об эмиграции шведов в Америку. Ни в одной из номинаций он не победил.

На следующий год в борьбу вступает другой шведский фильм "Шепоты и крики", поставленный Ингмаром БЕРГМАНОМ. Он получает приз за лучшую операторскую работу.

Проходит больше двадцати лет и в 1996 г. в этой номинации выдвигается итальянский фильм "Почтальон", рассказывающий о дружбе Пабло НЕРУДЫ и итальянского рыбака. Фильм взял приз за лучшую музыку.

Через три года, в 1999 г., еще один итальянский фильм вступил в борьбу за звание лучшего фильма – "Жизнь прекрасна". Он получил призы за лучшую мужскую роль, лучшую музыку и лучший фильм на иностранном языке.

В 2001 г. впервые выдвигается не европейский фильм. На Оскара за лучший фильм претендует "Крадущийся тигр, затаившийся дракон", созданный на Тайване. Его призы – лучший оператор, лучшая музыка, лучшие декорации и лучший фильм на иностранном языке.

Читайте также
Жизнь в эпоху перемен. Часть 3

В 2013 г. еще одна попытка для европейского кино – австрийский фильм "Любовь" о престарелых супругах. Но получает только лишь приз лучшему фильму на иностранном языке.

2019 год – мексиканский фильм "Рома" номинируется в этой категории. Но побеждает в номинациях лучший режиссер, лучший оператор и лучший фильм на иностранном языке.

И, наконец, в этом году фильм на иностранном языке – "Паразиты" - взял эту высоту.

Два пограничных случая. Первый – "Письма с Иводзимы". Американский фильм, снятый на японском. Он получил в 2007 г. Оскара за лучший монтаж звука.

Второй – "Артист", франко-бельгийский фильм. Но он немой с английскими титрами и парой фраз на английском в самом конце. Поэтому его не относят к фильмам на иностранном языке, хотя во всем остальном он абсолютно иностранный. Но зато он в 2012 г. собрал целую гроздь призов: лучший фильм, лучший режиссер (Мишель ХАЗАНАВИЧУС), лучший исполнитель мужской роли (Жан ДЮЖАРДЕН), лучшие костюмы и лучшая музыка.

Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
МВД Казахстана закручивает пробки на рынке алкоголя
Что стоит за попыткой ужесточения продаж алкогольных напитков?
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Мечты казахстанцев о квадратных метрах «уходят» в область фантастики
Разбираемся к чему приведет повышение базовой ставки до 18%
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента