Пшеница вместо нефти: шанс или иллюзия?

170 просмотров
0
Анна КАЛАШНИКОВА
Вторник, 07 Окт 2025, 11:30

Мир ждет казахстанское зерно, но оно застряло между складами, тарифами и старыми элеваторами

Казахстан завершает уборочную кампанию с хорошими показателями по валовому сбору, однако качество зерна вызывает тревогу у экспертов. Почему страна рискует остаться без высококачественной мукомольной пшеницы, как обстоят дела с хранением и экспортом? Об этом в интервью Ratel.kz рассказал Евгений Карабанов, руководитель Комитета аналитики Зернового союза Казахстана.

Урожай выше среднего, но качество подкачало

– Евгений Александрович, как бы вы оценили результаты нынешней уборочной кампании?
– В целом урожай в этом году выше среднемноголетнего. Можно сказать, что Казахстан получил хороший результат по всем основным культурам – зерновым, зернобобовым, масличным. Но если смотреть не только на объем, а и на качество, то картина уже не такая радужная.

Август – ключевой месяц для формирования качества пшеницы – в этом году выдался холодным и дождливым. Зерно просто не получило необходимого количества тепла и солнечных дней. Особенно сильно это сказалось в северных областях, прежде всего в Костанайской и Северо-Казахстанской. Поэтому, несмотря на высокую урожайность, доля сильной продовольственной пшеницы снизилась.

– Насколько серьезна проблема с качеством?

– Доля зерна 3-го класса – мукомольного, пригодного для хлебопечения, – в этом году значительно снизилась. Особенно дефицитна пшеница категории «улучшитель» с содержанием клейковины 28% и выше. Именно она востребована у наших ключевых покупателей – Узбекистана и Таджикистана, которые используют ее для улучшения качества своей муки. Ситуация парадоксальная: урожай высокий, но качественного зерна не хватает. Мы вроде бы увеличиваем физический объем, но теряем в стоимости. Это одна из главных проблем нынешнего сезона.

Центральная Азия – ключевой рынок

– Кто сегодня остается основным покупателем казахстанского зерна и муки?
– Наша экспортная география сохраняется довольно стабильной. Основной партнер – Узбекистан, далее идут Таджикистан, Афганистан, Туркменистан и Кыргызстан. Объемы экспорта в каждую из этих стран колеблются от 200 до 300 тысяч тонн зерна в год, а в некоторых случаях – больше.

Кроме того, есть и премиальные ниши. Например, Италия закупает у нас дурум – твердую пшеницу, которая используется для производства макаронных изделий. В прошлом маркетинговом году (МГ - сентябрь -август) из общего объема экспорта дурума в 576 тысяч тонн – 457 тысяч ушло именно в Италию. Это хороший пример того, как Казахстан может конкурировать не только объемом, но и качеством.

Старые элеваторы и слабая экономика хранения

– Проблема хранения зерна обсуждается каждый год. Почему она до сих пор не решена?
– Все просто: хранение зерна – это низкомаржинальный бизнес. При действующих тарифах и регуляторных ограничениях он неинтересен инвестору. Чтобы построить современный элеватор на 50 тысяч тонн, нужно не меньше семи миллионов долларов. Окупаемость при этом растянута на 15–20 лет, и никто не хочет связываться с проектом, где нет быстрой отдачи.
Читайте также
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика

Во время сентябрьского посещения Акмолинской области президент Касым-Жомарт Токаев справедливо отметил, что строительство и содержание современных элеваторов требует значительных инвестиций. Он дал поручение запустить специальную программу льготного финансирования для модернизации элеваторов. На наш взгляд, для более эффективного использования льготных денег и сроков реализации этой программы, приоритетом должна стать не новая застройка, а модернизация существующих мощностей. Это рациональный подход. У нас уже есть инфраструктура – железнодорожные подъезды, энергообеспечение, персонал. Надо использовать это преимущество. Именно этот массовый эффект и обеспечит доступность услуг приемки, сушки, очистки, хранения масличных и бобовых культур для фермеров нашей страны.

Сейчас совместно с Министерством сельского хозяйства, НПП «Атамекен» и Зерновым союзом мы готовим трехлетнюю программу модернизации элеваторов. Ее задача – обновить оборудование, улучшить энергосбережение и повысить качество сушки и хранения масличных и бобовых.

– А что происходит с зерном, которое не попадает на элеваторы?

– Многие хозяйства вынуждены хранить его самостоятельно – в полиэтиленовых рукавах, старых складах, иногда даже под открытым небом. Это, конечно, ведет к потерям. Зерно портится, снижается влажность, появляется плесень.

На бумаге общие мощности хранения в стране – около 30 миллионов тонн, если учитывать все частные склады, мельницы и хозяйственные запасы. Но лицензированные элеваторы вмещают только 13,5 миллиона тонн. И главное – распределение крайне неравномерное.

В одних регионах элеваторы переполнены, а в других – стоят наполовину пустыми. Перевозить зерно на большие расстояния – дорого и нерентабельно.

Стабильное внутреннее потребление

– Каковы внутренние потребности Казахстана по зерну?
– В среднем мы потребляем около 6 миллионов тонн пшеницы в год – на мукомольное производство, комбикорма, семенной фонд, спиртовую и крахмальную переработку. При этом средний урожай за последние годы – около 14 миллионов тонн. В благоприятные годы – 18–19, в засушливые – 12.

То есть мы стабильно производим больше, чем нам нужно внутри страны. Это и формирует устойчивый экспортный потенциал.

Пшеница для Казахстана – это новая нефть. Только возобновляемая, экологичная и, при правильном управлении, неисчерпаемая.

Расширение южного направления

– Есть ли перспективы расширить экспорт за пределы Центральной Азии?
– Да, и это одно из приоритетных направлений. Афганистан ежегодно импортирует около 4–4,5 миллиона тонн муки и пшеницы, Узбекистан – 4 миллиона, Таджикистан – 1,2 миллиона, Туркменистан – 500–600  тысяч, Кыргызстан – порядка 400 тысяч тонн. Это стабильный рынок, который нам нужно удерживать.

При этом открываются новые возможности на южных маршрутах. Сейчас активно обсуждается железнодорожное сообщение через Афганистан в направлении Ирана и Пакистана. Этот коридор позволит существенно сократить логистические издержки и откроет Казахстану доступ к портам Аравийского моря и быстрорастущим рынкам Южной Азии.

Читайте также
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?

– Как складываются отношения с Россией в зерновой торговле?

– Россия не покупает казахстанскую пшеницу. Наоборот, она сама является одним из крупнейших мировых экспортеров и выступает нашим конкурентом, особенно на рынке зерна и муки. Россия активно экспортирует муку в Афганистан и Туркменистан, туда же, куда продаем и мы.

Поэтому Казахстану нужно делать ставку на экспорт продукции с добавленной стоимостью – переработку, муку, макароны, комбикорма, крупы и продукты глубокой переработки.

Биотопливо: дорого и неэффективно

– В последнее время много говорят о биотопливе. Может ли оно стать альтернативой?
– Честно говоря, нет. Это экономическая иллюзия. Энергетический баланс биотоплива отрицательный – на его производство тратится больше энергии, чем оно дает при сжигании.

Кроме того, «зеленость» этого топлива весьма условна. При его сгорании все равно выделяется углекислый газ, а производственный цикл – от создания стали до удобрений – потребляет огромные ресурсы.

Биоэнергетика может быть частью решения, но не заменой. Мир уже видит, что ставка только на «зеленую» энергетику ведет к нестабильности. Европе это особенно заметно.

Умная поддержка вместо строительства

– Какую роль должно играть государство?
– Государство не должно строить элеваторы. Его задача – создавать условия: доступное финансирование, долгосрочные кредиты, программы страхования и компенсации транспортных затрат.

Отличный пример – прошлогодняя программа субсидирования железнодорожных перевозок зерна. Государство выделило 40 млрд тенге, а эффект составил более 150–160 млрд тенге дополнительной выручки для фермеров. Благодаря этому Казахстан смог выйти на новые рынки – Европу и Северную Африку.

Это и есть пример умной поддержки: государство не вмешивается в бизнес, но помогает ему расширяться.

– Что, на ваш взгляд, должно стать приоритетом для отрасли?

– У нас четыре слабых звена: хранение, логистика, переработка и экспорт. И именно их нужно укреплять. Все остальное – производительность, технологии, новые сорта – подтянется вслед за этим.

Казахстану важно понимать, что зерновая отрасль – не просто бизнес. Это стратегический ресурс, вопрос продовольственной безопасности и национальной конкурентоспособности.

У нас в стране много ресурсов, но все они исчерпаемые. Но, зерно – это та же нефть, только возобновляемая. Это основной продукт питания для большинства людей в мире, основа для получения кормов для животных и птицы. От того, как мы будем развивать свое растениеводство зависит не только экономика, но и будущее страны.

Фото: iStock

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Главный тренер мадридского «Реала»
«Кайрат» заслужил право играть в Лиге чемпионов. Мы все это видели, побывав в Алматы.
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Китай заполняет пустоту – у Центральной Азии нет выбора
Балансировать между глобальными игроками становится все сложнее
Малый Турксиб: Для чего настоящие поезда ходили по центру Алма-Аты
Репортажи из прошлого
«Qustar»: цитаты и смыслы Нургисы Тлендиева
Как канадский музыкант переосмыслил наследие казахского композитора
Казахстанские учителя беднеют
Рост зарплат в образовании не спасает от падения уровня жизни
От веб-драмы до блокбастера: путь казахстанского кинооператора
Багдат Аргинов о кино, стиле и зрителях
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента