
Мир ждет казахстанское зерно, но оно застряло между складами, тарифами и старыми элеваторами
Казахстан завершает уборочную кампанию с хорошими показателями по валовому сбору, однако качество зерна вызывает тревогу у экспертов. Почему страна рискует остаться без высококачественной мукомольной пшеницы, как обстоят дела с хранением и экспортом? Об этом в интервью Ratel.kz рассказал Евгений Карабанов, руководитель Комитета аналитики Зернового союза Казахстана.
Урожай выше среднего, но качество подкачало
Август – ключевой месяц для формирования качества пшеницы – в этом году выдался холодным и дождливым. Зерно просто не получило необходимого количества тепла и солнечных дней. Особенно сильно это сказалось в северных областях, прежде всего в Костанайской и Северо-Казахстанской. Поэтому, несмотря на высокую урожайность, доля сильной продовольственной пшеницы снизилась.
– Насколько серьезна проблема с качеством?
– Доля зерна 3-го класса – мукомольного, пригодного для хлебопечения, – в этом году значительно снизилась. Особенно дефицитна пшеница категории «улучшитель» с содержанием клейковины 28% и выше. Именно она востребована у наших ключевых покупателей – Узбекистана и Таджикистана, которые используют ее для улучшения качества своей муки. Ситуация парадоксальная: урожай высокий, но качественного зерна не хватает. Мы вроде бы увеличиваем физический объем, но теряем в стоимости. Это одна из главных проблем нынешнего сезона.
Центральная Азия – ключевой рынок
Кроме того, есть и премиальные ниши. Например, Италия закупает у нас дурум – твердую пшеницу, которая используется для производства макаронных изделий. В прошлом маркетинговом году (МГ - сентябрь -август) из общего объема экспорта дурума в 576 тысяч тонн – 457 тысяч ушло именно в Италию. Это хороший пример того, как Казахстан может конкурировать не только объемом, но и качеством.
Старые элеваторы и слабая экономика хранения
Во время сентябрьского посещения Акмолинской области президент Касым-Жомарт Токаев справедливо отметил, что строительство и содержание современных элеваторов требует значительных инвестиций. Он дал поручение запустить специальную программу льготного финансирования для модернизации элеваторов. На наш взгляд, для более эффективного использования льготных денег и сроков реализации этой программы, приоритетом должна стать не новая застройка, а модернизация существующих мощностей. Это рациональный подход. У нас уже есть инфраструктура – железнодорожные подъезды, энергообеспечение, персонал. Надо использовать это преимущество. Именно этот массовый эффект и обеспечит доступность услуг приемки, сушки, очистки, хранения масличных и бобовых культур для фермеров нашей страны.
Сейчас совместно с Министерством сельского хозяйства, НПП «Атамекен» и Зерновым союзом мы готовим трехлетнюю программу модернизации элеваторов. Ее задача – обновить оборудование, улучшить энергосбережение и повысить качество сушки и хранения масличных и бобовых.
– А что происходит с зерном, которое не попадает на элеваторы?
– Многие хозяйства вынуждены хранить его самостоятельно – в полиэтиленовых рукавах, старых складах, иногда даже под открытым небом. Это, конечно, ведет к потерям. Зерно портится, снижается влажность, появляется плесень.
На бумаге общие мощности хранения в стране – около 30 миллионов тонн, если учитывать все частные склады, мельницы и хозяйственные запасы. Но лицензированные элеваторы вмещают только 13,5 миллиона тонн. И главное – распределение крайне неравномерное.
В одних регионах элеваторы переполнены, а в других – стоят наполовину пустыми. Перевозить зерно на большие расстояния – дорого и нерентабельно.
Стабильное внутреннее потребление
То есть мы стабильно производим больше, чем нам нужно внутри страны. Это и формирует устойчивый экспортный потенциал.
Пшеница для Казахстана – это новая нефть. Только возобновляемая, экологичная и, при правильном управлении, неисчерпаемая.
Расширение южного направления
При этом открываются новые возможности на южных маршрутах. Сейчас активно обсуждается железнодорожное сообщение через Афганистан в направлении Ирана и Пакистана. Этот коридор позволит существенно сократить логистические издержки и откроет Казахстану доступ к портам Аравийского моря и быстрорастущим рынкам Южной Азии.
– Как складываются отношения с Россией в зерновой торговле?
– Россия не покупает казахстанскую пшеницу. Наоборот, она сама является одним из крупнейших мировых экспортеров и выступает нашим конкурентом, особенно на рынке зерна и муки. Россия активно экспортирует муку в Афганистан и Туркменистан, туда же, куда продаем и мы.
Поэтому Казахстану нужно делать ставку на экспорт продукции с добавленной стоимостью – переработку, муку, макароны, комбикорма, крупы и продукты глубокой переработки.
Биотопливо: дорого и неэффективно
Кроме того, «зеленость» этого топлива весьма условна. При его сгорании все равно выделяется углекислый газ, а производственный цикл – от создания стали до удобрений – потребляет огромные ресурсы.
Биоэнергетика может быть частью решения, но не заменой. Мир уже видит, что ставка только на «зеленую» энергетику ведет к нестабильности. Европе это особенно заметно.
Умная поддержка вместо строительства
Отличный пример – прошлогодняя программа субсидирования железнодорожных перевозок зерна. Государство выделило 40 млрд тенге, а эффект составил более 150–160 млрд тенге дополнительной выручки для фермеров. Благодаря этому Казахстан смог выйти на новые рынки – Европу и Северную Африку.
Это и есть пример умной поддержки: государство не вмешивается в бизнес, но помогает ему расширяться.
– Что, на ваш взгляд, должно стать приоритетом для отрасли?
– У нас четыре слабых звена: хранение, логистика, переработка и экспорт. И именно их нужно укреплять. Все остальное – производительность, технологии, новые сорта – подтянется вслед за этим.
Казахстану важно понимать, что зерновая отрасль – не просто бизнес. Это стратегический ресурс, вопрос продовольственной безопасности и национальной конкурентоспособности.
У нас в стране много ресурсов, но все они исчерпаемые. Но, зерно – это та же нефть, только возобновляемая. Это основной продукт питания для большинства людей в мире, основа для получения кормов для животных и птицы. От того, как мы будем развивать свое растениеводство зависит не только экономика, но и будущее страны.
Фото: iStock