Кто больше выиграл от каховской катастрофы в военном смысле

3679 просмотров
0
Ратель
Четверг, 08 Июн 2023, 11:00

Как разрушение Каховской ГЭС может изменить планы форсирования Днепра

Фото: Reuters.

Херсонскую область затопило после прорыва плотины Каховской ГЭС. Если предположить, что украинская армия готовила операцию по форсированию Днепра в его нижнем течении, то теперь планы придется менять, пишет Би-би-си. Кто больше выиграл от каховской катастрофы в военном смысле?

Читайте также
Разрушение Каховской ГЭС: версии случившегося и последствия для Украины

Около 5 тысяч домов оказались в воде в Херсонской области из-за разрушения верхней части Каховской ГЭС, следует из заявлений российской и украинской сторон. Затоплены оказались не только пригороды Херсона, но и сам город. В зоне бедствия - от 22 до 40 тысяч человек.

Затопление обоих берегов Днепра в военном смысле более выгодно российским военным, заявил в среду глава оккупационной администрации частично захваченной Запорожской области Владимир САЛЬДО. "Будет видно, кто и как попытается пересечь водную гладь, - цитирует его "Интерфакс". - С точки зрения военной, ситуация сейчас сложилась оперативно-тактическая в пользу Вооруженных сил РФ".

Как бы то ни было, планы контрнаступления в Херсонской области, которое ожидается наряду с наступлением украинских военных на других участках фронта, придется корректировать, признал еще накануне советник главы офиса президента Украины Михаил ПОДОЛЯК.

"Все, что планировалось ниже по течению от плотины, вероятно, придется перепланировать", - сказал американской телекомпании CNN на условиях анонимности посол одной из европейских стран в США.

По словам еще двух собеседников CNN, разрушение Каховской ГЭС, вызвавшее наводнение и заставившее проводить эвакуацию жителей Херсонской области, может затруднить выполнение некоторых планов Украины. А именно - затруднить переход украинских войск через Днепр и нападение на российские позиции (не говоря уже о том, что прорыв плотины создал огромную гуманитарную проблему, которую придется решать украинскому правительству).

Читайте также
Началось ли украинское контрнаступление: что об этом говорят военные и эксперты

Киев и Москва обвиняют друг друга в разрушении Каховской ГЭС. США и Британия заявляют, что необходима дополнительная информация, чтобы дать четкий ответ на вопрос, кто виноват. Эксперты американского Института изучения войны при этом склоняются к мнению о том, что российские силы намеренно разрушили ГЭС.

Но зачем и на какие тактические преимущества могло рассчитывать российское командование, если это действительно так? И какие новые возможности открываются перед украинскими военными?

Корреспондент Русской службы Би-би-си Илья АБИШЕВ - о том, как разрушение плотины Каховской ГЭС повлияло на возможность форсирования Днепра:

"У современных армий есть много способов преодолеть водную преграду. Легкую пехоту надежнее всего десантировать на противоположный берег при помощи катеров или вертолетов. С тяжелой техникой сложнее - в большинстве своем плавать и летать она не умеет. Кроме того, высадившиеся на вражескую территорию войска нужно обеспечить бесперебойным снабжением.

Под форсированием такой крупной реки как Днепр обычно понимают целый комплекс мероприятий, который включает в себя как высадку десанта, так и наведение временных мостов - понтонов. Такая операция должна быть быстрой и скоординированной.

В общем плане она выглядит примерно так: в условной точке А сосредотачивается техника для переброски на тот берег, в точке В она начинает переправу, в точке С - высаживается, а в точке D происходит ее развертывание (на самом деле таких точек гораздо больше). Все этапы операции уязвимы, а в ее начале особенно точка А, где в ожидании начала переправы скапливается большое количество техники, на которую противник будет счастлив обрушить огненный шквал.

Читайте также
"Война где-то там" уже вышла из берегов

Прежде всего проводится разведка местности. Нужно найти подходящие места для съезда на понтон и выезда с него, иначе первый же танк завязнет при сходе на берег и вся переправа будет сорвана. Нужно измерить ширину реки и скорость течения в месте наведения понтонного моста, исследовать дно. Нужно обеспечить прикрытие переправляемой техники заблаговременной высадкой десанта, артиллерией и средствами ПВО. Нужно отвлекать и дезинформировать противника - да много чего еще нужно.

Если предположить, что украинская армия готовила операцию по форсированию Днепра в его нижнем течении - неважно, в качестве основной или отвлекающей, - то после разрушения плотины Каховской ГЭС этот замысел можно считать несостоявшимся.

Ландшафт изменился, точки с заданными координатами оказались под водой, состояние почвы уже не будет прежним, даже если река вернется в свои берега, планы форсирования Днепра надо менять. Другой вопрос - а вынашивал ли такие планы украинский генштаб, когда было понятно, что сорвать их можно одним нажатием кнопки?

Но и для российских военных ущерб от разрушения плотины, скорее, перевешивает приобретения в виде временной полосы безопасности в нижнем течении Днепра. Их передовые оборонительные сооружения, минные поля, рокадные дороги, техника, склады и личный состав оказываются в зоне затопления - многое придется бросить, отступив без боя.

Читайте также
Эхо газовой войны: Россия на неделю сократит поставки газа в Европу до рекордного минимума

При этом у воюющей стороны, которая владеет инициативой (а в данный момент это явно Украина), открываются новые возможности.

Прежде всего, появляется шанс высадиться и взять под контроль Кинбурнскую косу - полуостров между Черным морем и Днепровским заливом, а также острова и плавни в дельте Днепра. Российской армии будет крайне тяжело оборонять эти территории из-за проблем со снабжением - очень большое плечо, а тут еще и потоп.

Опасность для российских войск, оккупирующих часть Причерноморской низменности, представляет и обмеление Каховского водохранилища, которое по прогнозу "Укргидроэнерго" к концу недели исчезнет. Днепр, конечно, останется, но форсировать реку все же куда легче, чем огромный водоем, местами достигавший 25 км в ширину.

Протяженность участка реки от Новой Каховки до Васильевки, который российской армии теперь придется держать под неусыпным контролем, составляет по оси примерно 200 км. На этом участке находится Энергодар с Запорожской АЭС. И это не считая ныне затопленного нижнего течения Днепра".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане снижаются инфляционные ожидания, а тенге укрепляется
Эксперты прогнозируют паузу в изменении базовой ставки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента