Кто виноват в срыве авиаперевозок в главном аэропорту Казахстана

231323 просмотров
0
Ратель
Четверг, 28 Окт 2021, 17:45

Авиакомпаниям страны не на чем летать

АО "Международный аэропорт Нур-Султан" заявляет о срыве авиаперевозок в главном аэропорту страны из-за отсутствия авиакеросина. Запасы топлива на сегодня имеет только АО "Air Astana".

Читайте также
Акимат Карагандинской области скрывает подробности новой сделки с автопарком

При этом, по словам эксперта нефтегазового рынка Ерлана ЖАУКИНА, казахстанская нефтепереработка обеспечивает потребности казахстанских перевозчиков более, чем на 90%. И по лояльным ценам. Казахстанский авиакеросин существенно дешевле российского. 

В целом, потребность внутреннего рынка, а это обеспечение полетов казахстанских авиакомпаний, потребности силовых структур, заправка пассажирских рейсов зарубежных авиакомпаний, выполняющих рейсы в Казахстан составляет около 650 тыс. тонн. После завершения модернизации отечественные НПЗ производят около 600 тыс. тонн авиатоплива в год. Эти данные отражены как в производственных планах НПЗ РК, так и в официально предоставляемой информации Минэнерго. То есть порядка 40-50 тыс. тонн потребностей казахстанского рынка обеспечивается за счет импорта, доля которого составляет около 7% от общего объема потребления.

Кроме того, крупные ресурсодержатели авиационного топлива на НПЗ РК обеспечивают поставки керосина для нужд отечественных авиакомпаний напрямую, без участия посреднических структур. А авиакомпании самостоятельно покупают авиатопливо и управляют запасами во всех аэропортах Казахстана.

О снижении объемов производства авиакеросина в период остановок НПЗ РК на плановые ремонты, все заинтересованные структуры уведомляются заблаговременно. Минэнерго заранее рекомендует всем участникам рынка авиатоплива приобретать необходимые объемы топлива на рынке Казахстана и России. По данным официальных источников на начало октября в аэропортах страны был сформирован месячный запас топлива, обеспечивающий бесперебойность полетов казахстанских авиакомпаний.

Читайте также
Санкции в действии: Belavia отправила свои самолёты в Казахстан

Однако, по имеющимся сведениям, АО "Международный аэропорт Нур-Султан" за последний год существенно увеличил объемы транзитных грузоперевозок зарубежных авиакомпаний (Cargo), ранее осуществлявших транзит и дозаправку в аэропортах России.

"Как привлекаются транзитники? Основная статья – это стоимость дозаправки. То есть предоставляя более конкурентные цены в сравнении с российскими аэропортами, у аэропорта Нур-Султан существенно увеличился расход авиатоплива. Я полагаю, что нефтяная отрасль не должна нести ответственность за развитие бизнеса аэропортов, не касающегося обеспечения потребностей авиакомпаний", - говорит Ерлан Жаукин.

Ежемесячный расход авиатоплива аэропорта Нур-Султан на сегодняшний день составляет около 19 тыс. тонн авиакеросина в месяц. При этом объем дозаправки иностранных пассажирских рейсов составляет около 500 тонн в месяц. То есть около 18,5 тыс. тонн авиатоплива, реализуемого аэропортом – это коммерческая заправка иностранных грузовиков по мировым ценам. То есть на топливном рынке сложилась точно такая же ситуация, как и на рынке дизельного топлива. Иностранные перевозчики летят в Казахстан, чтобы заправиться подешевле, считает эксперт.

"По моему мнению, АО "Международный аэропорт Нур-Султан", расширяя структуру своего бизнеса, ставя перед собой амбициозные цели и задачи должен иметь для этого соответствующую ресурсную базу, чего менеджмент аэропорта не смог сделать", - отметил Жаукин.

Читайте также
Стагфляция в Китае: пришла беда - отворяй ворота?

Для того, чтобы гражданская авиация, в том числе рынок транзитных авиационных грузоперевозок, могла развиваться, участники этого рынка не должны смотреть "в рот" местным производителям. На рынке достаточно предложений авиатоплива, как от мелких участников, так и от российских производителей. В частности, Орский НПЗ готов осуществлять поставки авиакеросина в Казахстан. Вопрос стоит только в цене.

Кроме того, с сентября стартовали биржевые торги авиатопливом, где реализуется не менее 10% производимого в стране авиационного топлива. Если изучить итоги торгов, публикуемых в открытых источниках, то там почему-то нет данных об участии в торгах АО "Международный аэропорт Нур-Султан".

"Хотелось бы отметить еще один существенный фактор. Мировой опыт показывает, что более высокую эффективность и надежность в осуществлении авиаперевозок обеспечивает непосредственное участие самих нефтяников. Яркие тому примеры – это присутствие во многих крупных воздушных гаванях России и Европы таких компаний, как "Газпромнефть-аэро", "Лукойл-аэро" и др., создающих соответствующую инфраструктуру во всех крупных аэропортах России и Европы.

Насколько мне известно, для подобных целей у АО "НК "КазМунайГаз" существует соответствующее подразделение ТОО "КазМунайГаз-аэро", обеспечивающее поставки авиатоплива и заправку воздушных судов силовых структур Казахстана", - заключил эксперт. 

Фото: 2ГИС.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
На какие уступки может пойти Киев: интервью с экспертом Максимом Крамаренко
Аналитик о скандале вокруг нового мирного плана, реакции Киева и вероятных сценариях для Украины
ЕАЭС в поисках новой динамики
Десять лет ЕАЭС: работающие механизмы и нерешенные вопросы
В этом году в Казахстане собрано пшеницы на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года
О чём говорит ноябрьский отчёт USDA
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В этом году в Казахстане собрано пшеницы на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года
О чём говорит ноябрьский отчёт USDA
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента