Звание культурной столицы считать необоснованным

3698 просмотров
0
Валерия ИБРАЕВА
Понедельник, 21 Ноя 2016, 12:30

Почему самые большие коллекции современного искусства Казахстана находятся далеко за пределами Казахстана?

На снимке: работа Ербосына Мельдибекова "Гаттамелата в шкуре Чингисхана". Из собрания Yarat, Баку.

Любой город определяется набором туристических стереотипов, культурных и не очень. В последнее время интерес вызывают не только древности, для лицезрения которых англичане 19 века, положившие начало культурному туризму, ездили в Италию, но и современные достижения.

Читайте также
Степные волки нового поколения

Париж –  это уже не только Лувр, но и Центр Помпиду. Рим – не только музеи Ватикана, но и «Музей 21 века». MOMA (музей современного искусства) в Нью-Йорке. Филиалы Тейт галереи в Ливерпуле и Сент-Айвсе.

Ставший хрестоматийным «эффект Бильбао» - строительство музея современного искусства в целях облагораживания города и развития туризма - вызвал бум современной архитектуры и искусства по всему свету.

И все это происходит в мире, где Алматы, который носит гордое, но мало обоснованное звание культурной столицы, по-прежнему маркируется в туристических картах наличием гор, что не наша, дорогие сограждане, заслуга.

Есть, правда, конкурент – Астана, в которой современный музей таки построен, но его модерный экстерьер полностью затмевается архаическим содержанием. В самом начале его деятельности надежда на приличную коллекцию современного искусства еще теплилась, но весть о закупе триптиха Ерболата ТОЛЕПБАЯ «Мәңгілік ел» (на снимке) уничтожила ее на корню.

Но бог с ней, с Астаной – видимо, пафосные «произведения» необходимы городу для поддержания чиновничьего духа. Мы-то, собственно, совершенно о другом – о культуре и современном искусстве.

Недавно в Алматы проводился конкурс на использование и облагораживание территории трамвайного парка, один из проектов которого – центр современного искусства Art Depot (на иллюстрации) – полностью отвечал как мировой тенденции, так и острой необходимости современного искусства Казахстана, наконец, приобрести свое видимое воплощение на родине.

И то – не по-хозяйски это – иметь художников, искусство которых выставляется на Венецианской, Стамбульской, Сиднейской биеннале, закупается в музеи и частные коллекции всего мира, и посмотреть которое на родине абсолютно негде. Международные кураторы, приезжающие в Казахстан собирать очередную выставку-блокбастер где-нибудь в Страсбурге или, скажем, в Лондоне, вынуждены бегать по тесным дворницким и квартиркам, чтобы найти всемирно известного художника и выставить его работы на престижнейшей европейской площадке.

Читайте также
Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы...

Ну хорошо, куратора еще пустят в мастерскую. А как быть с «горожанами и гостями нашего прекрасного города»? Cреди последних – да и первых уже – очень часто встречаются любители искусства, которые не только заплатят за вход в музей, но и в рядом стоящем ресторане бы пообедали. Не говоря о билетах на Air Astanу.

Вернулась я недавно из Баку, где – внимание – читала лекцию о современном искусстве Казахстана. Кроме хранящихся в коллекции центра современного искусства Yarat работ наших художников Ербосына МЕЛЬДИБЕКОВА и Алмагуль МЕНЛИБАЕВОЙ, здесь со своими проектами побывали многие наши художники, например, Мария ВИЛЬКОВИСКАЯ и Руфь ДЖЕНДЕРБЕКОВА со своими перфомансами.

Приглашались в Баку и Зитта СУЛТАНБАЕВА, Абликим АКМУЛЛАЕВ, Сауле СУЛЕЙМЕНОВА. А Менлибаева так вообще выставлялась в павильоне Азербайджана на последней биеннале в Венеции.

Гнев по отношению к жадному Азербайджану, который «захапал» наших художников, можно приглушить другими географическими фактами – все же самые большие коллекции современного искусства Казахстана находятся в музее M HKA, что в Антверпене, в центрах современного искусства Devi Art Foundation в Дели, и в Projetto 107 в Турине. 

А что же происходит в Баку с художниками Азербайджана? А все очень и очень неплохо.

Есть музей современного искусства Азербайджана. Есть центр Гейдара АЛИЕВА (на снимке), располагающийся в здании, построенном Захой ХАДИД.

Есть аж три павильона Азербайджана на биеннале в Венеции. Есть, наконец, Yarat, со своими библиотекой, кинозалом, рестораном, программой резиденций для художников со всего мира и выставочными залами, в которых сейчас две громадные выставки – колумбийца Оскара МУРИЛЬО и потрясающего азербайджанца Фаига АХМЕДА, известного своими «психоделическими» коврами (на снимке).

Выставка последнего, кстати, на днях открылась и в Нью-Йорке, в галерее Sapar Contemporary, владелица которой – опять внимание! – казахстанка по рождению.  

Читайте также
Когда ангел станет дьяволом

Любое заявление официального Казахстана о «продвижении искусства на международную сцену», «богатейшей культуре», «современных стратегиях в культурном менеджменте» легко и просто разоблачается элементарным отсутствием казахстанского современного искусства и современных выставочных пространств в стране, и, в особенности, ее «культурной столице». 

Фото: архив автора и из открытых источников в Интернете.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
В Казахстане усиливаются обсуждения перехода на авиационное топливо SAF
Эксперты предупреждают, что это скажется на национальной безопасности страны
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане усиливаются обсуждения перехода на авиационное топливо SAF
Эксперты предупреждают, что это скажется на национальной безопасности страны
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента