АВТОИСТРЕБЛЕНИЕ НАЦИИ

6643 просмотров
0
Талгат КАЛИЕВ
Понедельник, 30 Дек 2013, 00:00

Уже и президент страны приводит ошеломляющую статистику: количество гибнущих на казахстанских дорогах в ДТП, сопоставимо с жертвами военного конфликта в Сирии.

 

Последние годы стало привычным читать об очередном ДТП со смертельным исходом или конфликте на дороге, когда мажоры избивают пенсионера или иного представителя плебейского, с точки зрения нападающих, сословия. Комментаторы вздыхают и негодуют, когда дело заканчивается пресловутым «примирением сторон». Откупились или запугали - таков вывод виртуальных наблюдателей и неравнодушных журналистов. Инцидент считается исчерпанным… 

С каждым годом количество таких происшествий растет в геометрической прогрессии. Изнасилования, похищения невест, жестокие драки между юношами и девушками, ДТП продолжают сотрясать казахстанское общество, а просачивающееся в интернет видео заставляет содрогнуться даже самых суровых мужчин. Но, увы, примирившиеся стороны опять не дают правосудию завершить свою благородную миссию. И так же быстро сходят на нет и волна сетевых возмущений, и захлестнувшая интернет волна народного гнева. Словно примирение сторон полностью снимает проблему и автоматически превращает возмутительных беспредельщиков в безгрешных ангелов. 

Уже и президент страны приводит ошеломляющую статистику: количество гибнущих на казахстанских дорогах в ДТП, сопоставимо с жертвами военного конфликта в Сирии. Представить только эти шокирующие параллели – у нас случайно и непредумышленно гибнет столько, сколько у них убивают целенаправленно с использованием огнестрельного, химического и иного оружия. Смерти в Сирии становятся предметом жарких международных дискуссий и расцениваются как преступление против человечности. А то, что казахстанцы по неосторожности творят друг против друга с таким же количеством смертей, в лучшем случае, сотрясает форумы и ветки Фейсбука. И то - исключительно до примирения сторон. Пока не состоится очередная громкая трагедия и до момента, пока ее виновнику не придется раскошелиться…

Парадоксально, но мало кто видит в этом причинно-следственную связь. Ведь очевидно, что количество жертв на дорогах напрямую связано с возможностью избежать ответственности «за примирением сторон». Каждый безнаказанный виновник ДТП становится примером для новых гонщиков, пьющих лихачей и беспредельщиков. Как знать, может быть, у золотой молодежи уже такая мода появилась, как в компьютерных играх – «замочить лоха и отжаться перед его родными». По крайней мере, как рассказывал мне один дальнобойщик, у водителей большегрузных фур есть даже термин «лақтыру», что означает не кинуть, а скинуть с трассы легковушку. И некоторые этим даже бравируют и ставят специальные метки на кузове своего авто. Хоть я в это и не поверил, но с тех пор на обгон иду с большой осторожностью.

В Америке существует практика общественных исков, к примеру, «в защиту общественной морали» или «за ущерб общественным устоям». Любой гражданин вправе от имени общества подать иск в качестве потерпевшего, если сочтет, что действия какого-либо человека являются противоправными и наносят ущерб обществу. У нас в случае примирения сторон общество могло бы выступить с новым иском, поскольку действия виновников ДТП, как мы видим из неуклонно ползущей вверх статистики, действительно наносят не только вред, но и содержат прямую угрозу безопасности общества и нации. Можно ли быть спокойным на дорогах и улицах, если знаешь, что где-то ездят водители-терминаторы, на счету которых человеческие жизни? Это ли не повод обратиться в суд? Это более действенно, чем сокрушаться по этому поводу на форумах и осуждать подкупленных или запуганных родственников.

Внедрение такой практики не просто позволило бы наказывать виновных по справедливости, но и стало одной из скреп гражданского общества. В конце концов, забота о торжестве справедливости, общественной безопасности, о неотвратимости наказания и незыблемости законов – это ведь признаки высокого уровня гражданского самосознания, подлинного патриотизма и торжества общественной морали. При реализации этого механизма можно добиться и снижения коррупции, преступности. И нарушители сами стали бы с большим уважением относиться к законам и к правилам дорожного движения. В конце концов, мы не в Сирии, мы не стоим по разные стороны баррикад. Ведь даже там понимают, что так дальше продолжаться не может…

Что же мешает нам остановить эту волну смертей и защитить нацию от непредумышленного истребления?

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером