Что осталось в портфеле Школьника

4286 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 28 Мар 2016, 07:45

Невыученные уроки нефтяной отрасли

Кадровый пасьянс после очередных внеочередных выборов начался с главного кабинета в Министерстве энергетики. Его обитателя, 67-летнего Владимира ШКОЛЬНИКА сменил, в соответствии с указом президента, теперь уже бывший аким Павлодарской области Канат БОЗУМБАЕВ.

Школьник возглавил вновь созданное Минэнерго после упразднения Министерства нефти и газа в августе 2014 года, когда мировая цена на нефть марки Brent превышала 102 доллара за баррель. И главные задачи, которые стояли в то время перед ним, – это диверсификация маршрутов поставки «черного золота» Казахстана на мировые рынки, запуск коммерческой добычи на Кашагане и обеспечение газовой независимость страны.

К приходу в министерское кресло Каната Бозумбаева цены успели упасть в 2,5 раза и теперь болтаются у отметки 40 долларов. А нефтегазовая отрасль, несмотря на все реализованные в стране госпрограммы – «30 корпоративных лидеров», импортозамещения, создание региональных кластеров, две пятилетки индустриально-инновационного развития и т.д., – остается становым хребтом нашей экономики.

Владимир Школьник. Фото: matritca.kz.

Какое же наследие оставил Школьник Бозумбаеву? С какими первоочередными задачами придется столкнуться новому министру? Проблема номер один – падение добычи. Если в 2013 году Казахстан добыл 81,8 миллиона тонн нефти, то в 2015 году – всего 79,46 миллиона. Прогнозы на 2016-й и вовсе вгоняют в уныние: в начале года плановые показатели составляли 77 миллионов тонн, а совсем недавно чиновники понизили их до 74 миллионов.

Логическое объяснение такому резкому спаду есть. Большинство месторождений, разрабатываемых в стране, и практические все, на которых работает национальная нефтегазовая компания, – старые, прошедшие пик добычи, обводненные, с падающим давлением внутри нефтеносного пласта. Чтобы хотя бы поддерживать существующий уровень добычи, необходимо применение новых, современных технологий, бурение новых скважин. Все эти дела весьма затратны. А затраты у нефтяников в условиях низких цен сокращены до минимума.

Остается надежда на Каспийский шельф, коммерческая добыча на котором должна возобновиться в конце текущего года. Однако не принесет ли нам Кашаган, месторождение, само название которого переводится с казахского как «неуловимый, с гонором», новые сюрпризы? Что происходит с наземным комплексом по подготовке нефти и газа, построенным более трех лет назад и простаивавшим все это время, пока идет замена аварийного газопровода с моря на сушу? Не потребует ли он, в свою очередь, в ближайшее время капитального ремонта?

Падение добычи нефти в стране, как уже говорилось, вызвано сокращением инвестиций в отрасль. А инвестиции, в свою очередь, нефтяники сокращают, чтобы не вылететь при таких ценах в трубу.

Правительство начало реализацию комплекса мер по государственной поддержке нефтяников. В частности, ставка экспортной таможенной пошлины с 1 марта привязана к мировым ценам. Для низкорентабельных и малодебитных месторождений снижается или обнуляется ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). И здесь новому министру придется искать золотую середину: ведь, чем больше льгот для нефтяников, тем меньше денег они отчисляют в бюджет и Нацфонд.

К тому же вызывает вопросы избирательность в предоставлении льгот. К примеру, в январе 2016 года льготы по НДПИ получили сразу пять добывающих компаний с китайским участием, работающие на таких месторождениях, как Кумколь, Кенкияк, Арман и другие. В то же время нацкомпания «Разведка Добыча КазМунайГаз», подававшая заявку на льготы для месторождения Узень, получила из министерства отказ. Чтобы не останавливать добычу и не оставить без работы тысячи людей, нацкомпания в прошлом году предоставила «Озенмунайгазу» 37 миллиардов тенге дотаций, а в нынешнем должна субсидировать еще 45 миллиардов. При годовой добыче АО «Озенмунайгаз» в 5,6 миллиона тонн нефти, из-за ее высокой себестоимости предприятие без господдержки фактически окажется банкротом.

И, наконец, третья проблема, которую незамедлительно придется решать новому министру, – топливная. Иначе, как национальным позором, нельзя назвать ситуацию, когда страна-нефтеэкспортер на 25-м году независимости до 30 процентов потребностей рынка в бензине вынуждена закрывать за счет импорта, в первую очередь из России. За четверть века мы так и не смогли построить ни одного современного НПЗ и обеспечить своих граждан отечественным бензином и авиакеросином. И лишь перманентно реконструируем три завода, доставшиеся нам в наследство от Советского Союза.

Чиновники Минэнерго обещали, что реконструкция трех НПЗ будет завершена в конце текущего года, однако, по последней информации, сроки сдвигаются еще как минимум на год.

Так что работы у Каната Алдабергеновича в министерстве – непочатый край!

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Следствие по делу Bek Air: эксперты без лицензий и конфликты интересов?
Адвокаты указывают на нарушения и сомнительные экспертизы в расследовании авиакатастрофы
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
Комсомольское прошлое и настоящее
Почему обречен на забвение мемориал близ Алматы
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента