Что осталось в портфеле Школьника

4331 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 28 Мар 2016, 07:45

Невыученные уроки нефтяной отрасли

Кадровый пасьянс после очередных внеочередных выборов начался с главного кабинета в Министерстве энергетики. Его обитателя, 67-летнего Владимира ШКОЛЬНИКА сменил, в соответствии с указом президента, теперь уже бывший аким Павлодарской области Канат БОЗУМБАЕВ.

Школьник возглавил вновь созданное Минэнерго после упразднения Министерства нефти и газа в августе 2014 года, когда мировая цена на нефть марки Brent превышала 102 доллара за баррель. И главные задачи, которые стояли в то время перед ним, – это диверсификация маршрутов поставки «черного золота» Казахстана на мировые рынки, запуск коммерческой добычи на Кашагане и обеспечение газовой независимость страны.

К приходу в министерское кресло Каната Бозумбаева цены успели упасть в 2,5 раза и теперь болтаются у отметки 40 долларов. А нефтегазовая отрасль, несмотря на все реализованные в стране госпрограммы – «30 корпоративных лидеров», импортозамещения, создание региональных кластеров, две пятилетки индустриально-инновационного развития и т.д., – остается становым хребтом нашей экономики.

Владимир Школьник. Фото: matritca.kz.

Какое же наследие оставил Школьник Бозумбаеву? С какими первоочередными задачами придется столкнуться новому министру? Проблема номер один – падение добычи. Если в 2013 году Казахстан добыл 81,8 миллиона тонн нефти, то в 2015 году – всего 79,46 миллиона. Прогнозы на 2016-й и вовсе вгоняют в уныние: в начале года плановые показатели составляли 77 миллионов тонн, а совсем недавно чиновники понизили их до 74 миллионов.

Логическое объяснение такому резкому спаду есть. Большинство месторождений, разрабатываемых в стране, и практические все, на которых работает национальная нефтегазовая компания, – старые, прошедшие пик добычи, обводненные, с падающим давлением внутри нефтеносного пласта. Чтобы хотя бы поддерживать существующий уровень добычи, необходимо применение новых, современных технологий, бурение новых скважин. Все эти дела весьма затратны. А затраты у нефтяников в условиях низких цен сокращены до минимума.

Остается надежда на Каспийский шельф, коммерческая добыча на котором должна возобновиться в конце текущего года. Однако не принесет ли нам Кашаган, месторождение, само название которого переводится с казахского как «неуловимый, с гонором», новые сюрпризы? Что происходит с наземным комплексом по подготовке нефти и газа, построенным более трех лет назад и простаивавшим все это время, пока идет замена аварийного газопровода с моря на сушу? Не потребует ли он, в свою очередь, в ближайшее время капитального ремонта?

Падение добычи нефти в стране, как уже говорилось, вызвано сокращением инвестиций в отрасль. А инвестиции, в свою очередь, нефтяники сокращают, чтобы не вылететь при таких ценах в трубу.

Правительство начало реализацию комплекса мер по государственной поддержке нефтяников. В частности, ставка экспортной таможенной пошлины с 1 марта привязана к мировым ценам. Для низкорентабельных и малодебитных месторождений снижается или обнуляется ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). И здесь новому министру придется искать золотую середину: ведь, чем больше льгот для нефтяников, тем меньше денег они отчисляют в бюджет и Нацфонд.

К тому же вызывает вопросы избирательность в предоставлении льгот. К примеру, в январе 2016 года льготы по НДПИ получили сразу пять добывающих компаний с китайским участием, работающие на таких месторождениях, как Кумколь, Кенкияк, Арман и другие. В то же время нацкомпания «Разведка Добыча КазМунайГаз», подававшая заявку на льготы для месторождения Узень, получила из министерства отказ. Чтобы не останавливать добычу и не оставить без работы тысячи людей, нацкомпания в прошлом году предоставила «Озенмунайгазу» 37 миллиардов тенге дотаций, а в нынешнем должна субсидировать еще 45 миллиардов. При годовой добыче АО «Озенмунайгаз» в 5,6 миллиона тонн нефти, из-за ее высокой себестоимости предприятие без господдержки фактически окажется банкротом.

И, наконец, третья проблема, которую незамедлительно придется решать новому министру, – топливная. Иначе, как национальным позором, нельзя назвать ситуацию, когда страна-нефтеэкспортер на 25-м году независимости до 30 процентов потребностей рынка в бензине вынуждена закрывать за счет импорта, в первую очередь из России. За четверть века мы так и не смогли построить ни одного современного НПЗ и обеспечить своих граждан отечественным бензином и авиакеросином. И лишь перманентно реконструируем три завода, доставшиеся нам в наследство от Советского Союза.

Чиновники Минэнерго обещали, что реконструкция трех НПЗ будет завершена в конце текущего года, однако, по последней информации, сроки сдвигаются еще как минимум на год.

Так что работы у Каната Алдабергеновича в министерстве – непочатый край!

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером