Что под чадрой: от кого на самом деле прятали женщину на Востоке

4547 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 15 Июл 2023, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

От кого закрывали женщин на исламском Востоке? Вроде бы вопрос риторичен, всем известно – от кого. От вечно озабоченных прохожих противоположного пола. Ну, а как ещё уберечь слабую женщину от нескромных взглядов, нежелательных искушений и порочащих связей (всего того, что называется на нынешнем Западе "сексуальными домогательствами")?

Читайте также
Почему настоящие саукеле, ценой в табуны, хранятся за пределами Казахстана

Жизнь, правда, постоянно обнаруживала иллюзорность потуг. Даже самая непроницаемая паранджа являла собой явно слабую и недостаточную защиту от загнанных под неё влечений. Это ярко доказывают многочисленные "рассказы знатоков" и целый пласт утончённой любовной лирики - в персидской, арабской и тюркской литературе (равную ей по сладострастию трудно сыскать).

Так из-за чего же весь этот сыр-бор с защитой, которая действовала постольку-поскольку?

Средство обороны. Против кого?

Многие исследователи не без основания полагают, что все эти фараджи-паранджи, чадры, никабы, чачваны и хиджабы вообще-то изначально были направлены вовсе не на ограждение неустойчивой морали слабой половины человечества, как то подчёркивают мусульманские ортодоксы и полагают правозащитники на Западе. А считались элементами индивидуальной обороны из арсенала той перманентной войны, которую человечество издревле вело со злокозненными влияниями пострашнее прохожих проказников. С потусторонними силами куда более грозными, нежели похотливые потуги соседей по махалле.

Представляя, какое грозное значение в жизни Востока имел "дурной" или "злой глаз", можно понять, от чего женщина даже в самое пекло выходила из дому закутанной в чёрный балахон и смотрела на мир через чёрную волосяную сетку. По традиции некоторых народов, стоявших у истоков Ислама, чёрный цвет уже сам по себе надёжно оберегал от всяких волшебных бедствий, в том числе и "сглаза". Так что изначально, возможно, в нарочитой закрытости и не было ничего личного. А лишь желание подстраховаться и обезопасить слабую женщину в этом опасном и зловредном мире.

Из крепости в клетку

Но постепенно всё это приобрело совершенно иные значения. Крепость превратилась в клетку, а паранджа стала синонимом тотального бесправия "закрепощённой женщины Востока" (в западном понимании). Благодаря Исламу локальная традиция обернулась непререкаемым законом для значительной части населения планеты, попавшей в "зону покрытия" новой мировой религии, пришедшей из Аравии. Началась повсеместная борьба ортодоксов с местными традициями. За женщину. Где-то, как в Средней Азии и Индии каноны победили, и женщину закрыли от греха подальше, где-то, как в степном Казахстане, справиться не смогли. Казашка начала закрывать лицо только в последнюю эпоху новых веяний.

Читайте также
Изнасилования, измены невесты и содомские грехи: что грозило казахам в старые времена

Туркестан (Западный Туркестан!), куда входили наши южные области, относился к тем регионам исламского мира, где закрытость женщин была максимальной. Особенно в среде горожан – "сартов". Вот как описывает выходной наряд тамошних дам русский источник начала прошлого века:

"При выходе на улицу женщина надевает особого покроя халат (паранджа), который должен её покрывать с головы до пяток... На лицо женщины под халат надевается занавеска "чиммат", густая сетка из чёрного конского волоса, заменяющаяся у девушки белым кисейным платком. Не закрывают лиц девочки в детском возрасте до 9 – 10 лет, так как с 11 она уже может выйти замуж, женщины-нищие-калеки и особенно древние старухи…; женщины, поступившие в публичные дома "джаляль-ханэ", носят одну только "паранджу". Наряженные в широкие безобразные "паранджи" и "чимматы" сартянки совершенно теряют всякое сходство с людьми и при их манере ходить мелкими, ровными, быстрыми шагами высматривают какими-то безмолвными автоматами".

Личико-то – открой!

Понятно, что в эпоху идеологических сражений XX века, "схватка за женщину" числилась среди наиболее ожесточённых и бескомпромиссных. Особенно – в советские времена. Оторвать "угнетённую рабу Востока" от патриархального быта для новой власти означало привлечь на свою сторону половину населения Туркестана. С чем, в конечном итоге, эта новая власть успешно справилась.

Что до чадры, то она считалась наиболее зримым олицетворением закрепощенности своей носительницы, а потому её исчезновение стало самым видимым успехом в борьбе с оковами прошлого. Все перипетии этой классовой битвы за "открытое личико" в 20-е – 30-е годы прошлого века в Туркестане достойны того, чтобы поговорить о них специально в другом месте.

Что до "старой колониальной власти", то её попытки "открыть женщину" не выходили за рамки полемических сетований. Российская империя в своих среднеазиатских владениях вообще-то предпочитала не ломать вековых традиций и не конфликтовала по мелочам с исламским догматизмом. Хотя отдельные попытки и предпринимались, они воспринимаются ныне историческими анекдотами.

Ну, например.

Как понравиться генерал-губернатору

Читайте также
Про казахстанские "арасаны": где и от чего лечились предки

…Однажды, к К. П. КАУФМАНУ, генерал-губернатору Туркестана, вошёл возбуждённый Н. А. КОЛЗАКОВ, начальник Ташкентского уезда. И с волнением сообщил, что под влиянием благотворных перемен нового правления в крае туземки начинают снимать паранджи. Что повергло патрона в лёгкое изумление - никаких предпосылок для того, чтобы самая закрытая на Земле жительница Средней Азии вдруг взяла и открыла личико - губернатор не видел.

Тогда Колзаков, дабы не прослыть голословным, заявил, что на ближайшем приёме будут присутствовать несколько таких "раскрепощённых женщин Востока" и его высокопревосходительство сможет самолично полюбоваться их лицами. Что к восторгу Кауфмана и случилось - "на балу" (неслыханное дело!) находилось несколько молодых туземных женщин без покрывал.

"Кауфман был очень доволен таким видимым успехом своего управления краем и в память первого присутствия в его доме туземок, решившихся открыть свои лица, одарил их серебряными, так называемыми "подарочными вещами", главным образом кубками с надписью "от Туркестанского генерал-губернатора".

Так вспоминал позже один из бывалых "туркестанцев" А. Н. КУРОПАТКИН, будущий военный министр России. Вспоминал, с трудом сдерживая ехидную ухмылку. Потому что, как открылось на следующий день - "приведенные к Кауфману на бал туземки - женщины с открытыми лицами - были не знатные сартянки, а обитательницы публичных домов, нанятые Колзаковым".

Иллюстрации: рисунки Н. Каразина и В. Верещагина, гравюра XIX века.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Виталий Колточник: «Почему японский разворот меняет глобальную безопасность и какое место в новой конфигурации занимает Казахстан»
«Казахстан воспринимают как предсказуемого, нейтрального и конструктивного партнёра»
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Какой город «круче»: Астана, Алматы или Шымкент?
Сравнительный анализ трёх мегаполисов по демографии, доходам и экономике
Ерлан Карин: Это не журналистика и не общественная деятельность - это полукриминальный бизнес на шантаже и вымогательстве
Разбираем ключевые акценты из новой статьи госсоветника Ерлана Карина
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Ерлан Карин: Это не журналистика и не общественная деятельность - это полукриминальный бизнес на шантаже и вымогательстве
Разбираем ключевые акценты из новой статьи госсоветника Ерлана Карина
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером