Как из казахов пытались сделать буддистов, христиан, иудеев и… "ортодоксальных мусульман"

17554 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 10 Июл 2021, 14:30

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Какой вы веры?

"Какой вы веры?" - спросил я однажды двух киргиз-казаков. "Не знаем", - отвечали они. Ответ сей услышите вы от большей части их соотечественников. И в самом деле трудно решить, что такое киргизы – магометане, манихеяне или язычники".

Читайте также
Не пляшут, но поют! Почему никто не встречал танцующих казахов

Так начинает главу про веру и суеверие казахов Алексей Ираклиевич ЛЁВШИН, исследователь, которого ВАЛИХАНОВ назвал "Геродотом" своего народа. Геродоту простительны такие натянутые аргументы в форме байки. Однако некоторое лукавство насчёт религиозности степняков в устах авторитетного автора – порождает традицию.

"Между киргизами еще много таких, которые не знают и имени Магомета, и наши шаманы во многих местах Степи еще не утратили своего значения".

Это уже высказывание самого Чокана Валиханова. Хотя сам он и считал, что ислам в Степи был явлением новым, живым и творческим, но также признавал, что на уровне народного восприятия религия Пророка органично и причудливо соединилась здесь с более древними верованиями и традициями.

Хотя жители Степи и считали себя магометанами, они не являли собой тот вариант ортодоксальных и фанатичных последователей Пророка, какой мы встречаем в XIX столетии в соседней Бухаре, Хиве или том же Татарстане - областях с оседлым населением. И это не шибко впечатлявшее посторонних наблюдателей религиозное чувство казахов сильно заботило всех (кроме, пожалуй, самих казахов). Страсти вокруг вовлечения вольного степного народа в лоно "истинной религии" временами принимало характер откровенного прожектёрства, а местами попахивало откровенным волюнтаризмом.

Между Буддой и Христом

Мало кто знает, что попытки "воцерковления" казахов начались ещё в XVII веке. Одним из тех, кто раньше других озаботился их религиозным состоянием, был джунгарский хан Галдан, вступивший на престол в 1671 году и продержавшийся на нём четверть века.

Читайте также
Маленькая победоносная война генерала Колпаковского, вернувшая Китаю Кульджу и поставившая на место Британию

Изначально Галдан не стремился к власти, а всецело посвятил себя буддизму, много лет жил в Лхасе и дружил с Пятым Далай-ламой. Сняв с себя монашеские обеты, он однако вынужденно взошёл на трон, опустевший после убийства предыдущего иерарха Сэнгэ, приходившегося ему родным братом. Вот тут-то Галдан и решил, что казахи, ввиду своеобразия своего отношения к религии, вполне подходят для восприятия ламаизма. Казахи, правда, так не считали и, по сообщению русского источника – "не похотели по калмыцки в Далай-ламу веровать, и за то де были у них бои великие…"

Ну, а в XVIII -  XIX веках, в процессе присоединения Казахстана к России, слабая религиозность казахов-мусульман, понятно, более всего смущала уже русское правительство. Каких-то всеохватных миссионерских проектов в Степи не существовало, и про масштабные переходы казахов в православие и системное крещение слышать не приходилось. Но попытки обращения случались. Особенно на региональных уровнях.

Вряд ли, повторю, стоит вести речь о каком-то насильственном принуждении степняков к православию. Скорее речь идёт про переманивание адептов административно-экономическими способами – принявших православие и крестившихся казахов автоматически записывали в казачье или мещанское сословие, со всеми из этого вытекающими привилегиями. (Такой метод, кстати, успешно использовали многие религии, а в особенности ислам – достаточно вспомнить массовое вхождение в мусульманство византийских греков в Османской империи, даровавшей всем новообращённым равные права со всеми).

Об одной из таких попыток, кстати, упоминал Валиханов в одной из своих последних работ "О мусульманстве в степи":

"Мера эта похвальная в христианском смысле, в политическом отношении была величайшей ошибкой, ибо пример крестившихся киргиз с удалением из степи делался для киргизского народа беспоследственным".

То есть в казахском обществе эти неофиты становились своеобразными изгоями (вроде безлошадных джатаков), но не факт, что они при этом становились полноценными жителями сёл, станиц и городов. А  для того, чтобы быть христианином, необходимо было постоянно посещать церковь. О малозначимости процесса может свидетельствовать число казахов, служивших в начале XIX века в Сибирском казачьем войске – всего 1%.

Как свидетельствует наиболее авторитетный географический справочник Российской империи "Россия" (Том XVIII. Киргизский край. 1903 г):

"Христианство прививается в киргизах весьма туго; деятельность семипалатинской и тургайской миссий не принесла заметных результатов; некоторый успех имеет проповедь только среди бедняков (джетаков или байгушей), для которых в числе побудителей к принятию христианства не последнее место сохраняют чисто материальные разсчёты; случаи обратного перехода в магометанство нередки".

Модернизированный иудаизм от Густава Гасфорта

Густав Христианович ГАСФОРТ, бывший во времена Достоевского и Валиханова генерал-губернатором Западной Сибири – вообще-то слыл большим чудаком и оригиналом. Анекдоты про него передавались с каждой почтой по всему подвластному краю. А это была территория, по площади сравнимая со всей Европой: от Ледовитого океана до гор Тянь-Шаня. Нужно сказать, что почву для анекдотов обильно унаваживал сам сибирский иерарх.

На снимке: Гасфорт, рисунок Валиханова.

Так вот, однажды, проникнувшись мнением А. И. Левшина и других исследователей о том, что у казахов нет тяги ни к какой религии, многомудрый Густав Христианович решил попробовать себя в качестве нового пророка. Для чего самолично изобрёл для степняков новую веру. Которая, правда, при ближайшем рассмотрении оказалась сильно модернизированным иудаизмом – в стиле Заветов полученных Моисеем на Синае.

Читайте также
Где у нас видели китайцев: моменты прошлого, о которых не мешает знать современным казахстанцам

Из чего исходил в своём выборе "пророк Гасфорт", сказать трудно – но самому Омскому губернатору "в своём отечестве" пришлось натерпеться изрядно. Когда из Петербурга вернули его скрижали, с отказом и едкой припиской самого Николая I о том, что религии, де, не сочиняются, как статьи законов – это тут же стало известно всем подчинённым. За исключением, быть может, самих казахов, продолжавших по своему обыкновению и далее верить в то, во что верили поколения их предков.

Уповать на татарских мулл?

Куда более простым вариантом решения проблемы рассматривался в правительстве проект… мусульманизации мусульман-казахов - с помощью их же единоверцев, имевших куда более ортодоксальную репутацию. Речь велась в основном о татарских священнослужителях, которым предполагалось передать бразды духовного правления степняками.

"Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем… У нас в Степи теперь период двоеверия, как было на Руси во время преподобного Нестора. Наши книжники так же энергически, как книжники древней Руси, преследуют свою народную старину".

Так писал Чокан Валиханов в вышеназванной работе, главной задачей которой было как раз-таки убедить правительство отказаться от практики государственного распространения ислама среди казахов с помощью "татарских мулл". Опасения Валиханова состояли в том, что массированное насаждение ислама среди кочевников методами, к которым привыкли оседлые народы, может привести лишь к тому, что новые адепты будут обязаны принять религию, не понимая при этом её основ. То есть – станут не верующими, а фанатиками.

"Что же может ожидать живая и восприимчивая киргизская народность от татарского просвещения, кроме мёртвой схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувств…"

Опасения Валиханова относились к середине XIX века. Но в начале следующего столетия источник констатировал:

"В настоящее время киргизы имеют мулл из своей среды".

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
МВД Казахстана закручивает пробки на рынке алкоголя
Что стоит за попыткой ужесточения продаж алкогольных напитков?
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Мечты казахстанцев о квадратных метрах «уходят» в область фантастики
Разбираемся к чему приведет повышение базовой ставки до 18%
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента