Китайский путь для нефтянки

4143 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Среда, 15 Янв 2020, 15:20

Китай либерализует сектор добычи нефти и газа, Казахстану тоже придётся пройти этот путь

Минувшая неделя принесла сенсацию: Китай объявил о том, что впервые разрешит иностранцам вести разведку и добычу нефти и газа в стране. С 1 мая 2020 года любая иностранная компания, зарегистрированная в Китае, с чистыми активами не менее 300 млн юаней (эквивалент 43 млн долларов США), сможет получить от правительства разрешение на разведку и добычу нефти и газа.

Читайте также
Нефтегаз-2020: будем ли пить шампанское?

Ранее международные компании могли зайти в добывающую отрасль только через совместные предприятия с китайскими государственными энергетическими гигантами, такими как Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC), China Petrochemical Corp (Sinopec) или их дочерними компаниями.

Ничего не напоминает? Кодекс Республики Казахстан "О недрах и недропользовании", принятый 27 декабря 2017 года, в статье 154 пункт 6 содержит норму о том, что "Обязательным условием предоставления права недропользования по углеводородам на море является долевое участие национальной компании в области углеводородов в качестве недропользователя по контракту в размере не менее пятидесяти процентов". Дальше в тексте, правда, делается оговорка: "В последующем указанный размер долевого участия национальной компании в контракте может быть снижен…", но опять-таки "при условии, что национальная компания сохранит свой контроль за принятием решений недропользователями по контракту".

На практике это означает, что любой инвестор, готовый вкладывать деньги в разведку на шельфе Каспийского моря (а все надежды на новые крупные открытия геологи связывают только с морем), должен в обязательном порядке создать совместное предприятие с "КазМунайГазом", где нацкомпании будет принадлежать, как минимум, 50 процентов долевого участия.

Что сможет привнести Казахстан в это совместное предприятие в качестве своего вклада? Деньги? Опыт? Кроме работы в Северо-Каспийском консорциуме, опыта морской нефтедобычи у казахстанских специалистов практически нет. Технологии? С этим вообще все печально. Остаются только амбиции осуществлять "контроль за принятием решений".

Читайте также
Прощай, Брент!

Рассказывая о недавнем уходе двух серьезных инвесторов с морских проектов, мы уже отмечали, что время ничем не подкрепленных амбиций ушло вместе с высокими ценами на нефть. И если в период цен от 100 долларов и выше за баррель Казахстан мог вести себя как "невеста на выданье", то сейчас есть опасность при таком поведении превратиться в "старую деву".

Похоже, что и командиры отрасли начинают это понимать. В прошлом году "КазМунайГаз" завершил переговоры и подписал меморандумы о сотрудничестве с двумя мировыми компаниями, ушедшими после 2010 года с казахстанского рынка: British Petroleum и Eqinor (бывшая Statoil). Причем, как сообщают источники в КМГ, обеим компаниям будет предоставлена имеющаяся в нацкомпании геологическая информация по любому заинтересовавшему их перспективному участку на выбор.

Остается надеяться, что будет изменена и законодательная норма о передаче нацкомпании 50-процентной доли в проекте.

"Для предприятий центрального подчинения, занятых в таких традиционно монопольных секторах, как энергетика и коммуникации, эпоха "получения прибыли, ничего не делая" уже осталась в прошлом", – так прокомментировала нововведения в Китае местная газета "Жэньминь жибао". Актуально звучит, не правда ли?

Фото: platon.asia.

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента