Новый план правительства: снести барьеры

3994 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Четверг, 30 Янв 2020, 15:00

Понимает ли правительство, что исполнение поручений президента требует радикальных изменений в общественном и политическом устройстве страны

28 января этого года состоялось заседание правительства, на котором рассматривались меры по исполнению поручений главы государства, данных им на расширенном заседании кабинета министров 24 января. С докладом выступил министр национальной экономики Р. ДАЛЕНОВ.

Читайте также
Наброски портрета нашей экономики. Часть 10

В связи с необходимостью содержательно и оперативно проработать каждое поручение главы государства было предложено создать рабочую группу в правительстве под председательством премьер-министра.

Министр также сообщил о 10 направлениях работы, по которым предполагается создать соответствующие рабочие подгруппы. В результате до 15 мая текущего года должен быть принят План экономического развития на среднесрочную перспективу. Основные меры, разработанные рабочей группой, войдут в этот план.

Все направления рассматривать не будем, остановимся только на одном из них - "Развитие предпринимательства, конкуренции и разгосударствление". Рабочую подгруппу возглавит сам министр национальной экономики.

Цитата: "Будет реализован комплекс мер. Это - демонополизация рынка, устранение административных и экономических барьеров, а также обеспечение доступа бизнеса к государственным и квазигосударственным закупкам. В целях упрощения получения предпринимателями господдержки и консультаций будет создано единое окно "Правительство для бизнеса". Будет расширен список объектов, подлежащих приватизации".

Пока детали предполагаемого комплекса мер неизвестны, анализировать, а тем более, критиковать, нечего. Но, наверное, можно задать вопросы, чтобы понять, что же имеется в виду и попытаться что-нибудь предложить. Вдруг окажется полезным.

Вопрос первый: что имеется в виду под демонополизацией? На сайте Министерства национальной экономики есть регистр субъектов естественных монополий. Республиканский раздел регистра, который размещен 2.10.2017 и последний раз обновлен 26.06.2018, содержит в себе 62 субъекта. Если его изучить, то становится понятно, что некоторые монополии так и останутся монополиями, ничего с ними не поделаешь. Но, например, АО "Казахтелеком" может распродать значительную часть своих активов, создав благоприятные условия для развития конкуренции. Или другой пример: АО "КТЖ" может оставить себе только магистральные пути, распродав весь вагонный и локомотивный парк. Это тоже положительно повлияет на развитие конкурентной среды. Не говоря уже про АО "Самрук-Энерго".

Читайте также
Что нам ждать от рынка нефти

Но будет ли готово правительство к столь радикальным шагам? Или все ограничится декларациями, планами, уходящими в недостижимое далеко, и косметическими мерами?

Вопрос второй: говоря об устранение административных и экономических барьеров, есть понимание, что это требует серьезных, можно сказать, радикальных изменений в общественном и политическом устройстве страны?

Признание наличия барьеров – уже большой шаг вперед в оценке проблем в экономике страны. Но раз есть барьеры, значит, их кто-то возводит. Причем, те, кто их возводит, обладают для этого соответствующими полномочиями и ресурсами. Устранение барьеров равнозначно значительному сокращению таких полномочий и ресурсов у государственного аппарата (полностью их изъять невозможно – тогда государство перестанет быть государством). Соответственно, требуется строгий общественный контроль за тем, чтобы оставшиеся полномочия и ресурсы не пытались использовать для возведения административных и экономических барьеров.

А это значит, во-первых, рост значения и влияния органов народного представительства. При этом должен быть максимально широкий допуск кандидатов к выборам, чтобы такие органы пользовались общественной поддержкой и доверием.

Во-вторых, требуется подлинная свобода СМИ, развитие практики журналистских расследований.

На самом деле, часть из того, о чем сейчас говорится, уже предусмотрена государственными программами.

Читайте также
Как за 25 миллионов купить то, что стоит 250 миллионов

В частности, в "Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 г." есть такие новеллы: "Инициатива 3.5 "Передача функций от государства в конкурентную среду". Будет осуществлена передача отдельных функций государства в конкурентную среду, в том числе саморегулируемым организациям. Отбор функций государственных органов, подлежащих передаче в конкурентную среду, будет обеспечиваться путем составления Реестра государственныхфункций и проведения его ежегодной инвентаризации".

И такие: "Инициатива 4.21 "Популяризация программ общественногоконтроля". Будет вестись работа по распространению и популяризации программ общественного контроля за соблюдением законов, в том числе таких, как "Гражданский контроль" и "Этика на государственной службе". Получит дальнейшее развитие практика подотчетности руководителей государственных органов перед общественностью. Для популяризации и повышения эффективности общественного контроля будет использоваться потенциал средств массовой информации в соответствии с лучшими практиками стран ОЭСР".

Самый простой вопрос: когда будут реализованы инициативы, предусмотренные Стратегическим планом?

Более сложный вопрос: готово ли правительство идти на более решительные реформы в сфере общественно-политического устройства страны?

Мировой опыт показывает, что без такого рода мер борьба с административными и экономическими барьерами превращается в борьбу с ветряными мельницами.

Фото: Sputnik / Болат Шайхинов.

Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Исторические претензии и внешнее воздействие – главные препятствия в интеграции стран Центральной Азии
Максим Крамаренко: Говорить о реальном политико-экономическом единстве региона пока рано
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Стабильность ЕНПФ ценой потерь вкладчиков
Пенсионные накопления растут, но почти половина денег по-прежнему работает в минус
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента